Инвесторы восприняли выступления Лагард на прошлой неделе - которые были неожиданными, поскольку ранее она практически исключала повышение ставок в этом году - как сигнал о том, что ЕЦБ скоро ужесточит политику. В результате доходность государственных облигаций еврозоны сильно выросла и осталась высокой, несмотря на попытки Лагард прояснить свою позицию.
«Вывод может быть только один: коммуникативная миссия (ЕЦБ) провалена. (Они перешли) от терпения к панике», - написал в Твиттере экономист Карстен Бжески из ING.
Он противопоставил слова Лагард комментариям бывшего главы ЕЦБ Марио Драги, который в 2012 году выбрал предельно ясную формулировку, пообещав, что центральный банк будет спасать евро «любой ценой».
«В сравнении с эпохой Драги, сейчас рынку чрезвычайно трудно понять, кого слушать», - добавил Бжески в интервью.
Когда дело доходит до управления ожиданиями рынка, вера инвесторов в способность центрального банка сигнализировать о своей позиции, возможно, является его самым ценным преимуществом.
Однако пристальное внимание к Лагард усилилось после её обмолвки в начале пандемии, когда она сказала, что ЕЦБ не отвечает за сокращение спредов по гособлигациям испытывающих большие проблемы стран.
Желание сохранить согласие в руководстве ЕЦБ в условиях беспрецедентных экономических потрясений, вызванных пандемией, делает задачу Лагард еще более сложной.
Источники сообщили Рейтер, что значительное меньшинство в ЕЦБ, занимающее жесткую позицию в отношении инфляции, хотело начать сокращение стимулирующих мер на заседании в прошлый четверг.
«Лагард запаниковала и заняла ястребиную позицию, чтобы избежать публичных разногласий, которые наблюдались при Драги (особенно в Германии)», - сказал Эрик Ф. Нильсен в исследовательской записке UniCredit.
Он добавил в интервью: «Если (ЕЦБ) возглавляет президент, который мечется между сторонами, трудно придерживаться последовательной позиции».
РАЗРЫВ
После пресс-конференции Лагард 3 февраля инвесторы начали ожидать более раннего, чем предполагалось, завершения программы покупки облигаций и повышения процентных ставок.
Аналитики ожидают сокращения программы выкупа облигаций задолго до конца года, и денежные рынки уже заложили в цены возможность того, что ставка по депозитам ЕЦБ вырастет до 0% к декабрю с текущего уровня -0,5%.
Это самый большой с 2013 года разрыв между рыночными ожиданиями и официальными указаниями ЕЦБ, согласно которым ставки должны оставаться на рекордно низком уровне или быть снижены.
Лагард сказала в Европейском парламенте в понедельник, что нет никаких признаков того, что требуется «ощутимое ужесточение» денежно-кредитной политики.
Однако выступления Лагард так и не смогли успокоить нервы инвесторов, особенно в Италии и Греции, которые полагались на программу покупки облигаций ЕЦБ для поддержки своих финансов в условиях пандемии коронавируса.
Комментарии Лагард о том, что у ЕЦБ есть множество инструментов для контроля за спредами доходности госбондов, включая реинвестирование доходов от облигаций, купленных в рамках программы количественного смягчения (QE), также не успокоили рынки.
«Спреды резко расширились, потому что если у нас нет количественного смягчения, какие у нас есть инструменты?» - сказал Нильсен из UniCredit.