Ниже следуют высказывания главы Центрального банка РФ Эльвиры Набиуллиной на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров:
* ПРО РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТ
«Вы знаете, что мы свою позицию опубликовали в виде консультативного доклада для общественных обсуждений, и мы приветствуем то, что правительство свои подходы оформило в виде концепции. На наш взгляд, это делает дальнейшую дискуссию более прозрачной, понятной для общества, но отмечу, что правительство не обсуждало с Банком России свою концепцию до публикации. И мы считаем, что обсуждение только предстоит.
Вы знаете, что мы видим значимые угрозы в расширении, развитии рынка криптовалют как для благосостояния граждан, так и для денежного обращения, для финансовой стабильности. Видим тут же и риски с легкой возможностью использования криптовалют для нелегальных операций. Концепция Минфина как раз говорит... о некоторых плюсах от легализации криптовалют, и эта аргументация нас смущает, мы будем обсуждать это. Но еще больше смущает то, что на те риски, которые мы указываем, концепция Минфина пока не отвечает. Вот эти риски никто не оспорил и никто не понимает, как их митигировать.
Мы направили свою позицию по концепции Минфина в правительство и основной вывод, что предлагаемые правительством подходы, они пока не позволяют нивелировать те риски, которые мы видим, но при этом создают новые угрозы. Здесь один из основных вопросов - у нас уже высокий уровень вовлеченности наших граждан в этот рынок, и поэтому его надо легализовать».
* ПРО ПРОДАЖУ ОТКРЫТИЯ
«Мы ведем работу по подготовке к продаже Открытия. Наша стратегическая цель - избавиться в целом от пакета акций Открытия.
Мы получили несколько сообщений о заинтересованности от стратегических инвесторов о намерениях участвовать в этих процедурах. Сделка сама по себе достаточно сложная, размер ее большой, и нам потребуется время для того, чтобы детально изучить эти предложения, в том числе сравнивать их с тем способом, который мы считаем перспективным - это публичное размещение.
Публичное размещение акций остается как один из вариантов стратегии выхода. Мы, конечно же, принимаем во внимание и ситуацию на рынках, поскольку от нее зависит стоимость, по которой мы сможем продать Открытие».
* ПРО НЕЙТРАЛЬНУЮ СТАВКУ
«Что касается нейтральной ставки, мы пока не меняли свою оценку нейтральной ставки, это 1-2% в реальном выражении, 5-6% в номинальном выражении. Но скорее всего, в силу текущих обстоятельств, о которых я говорила, краткосрочная нейтральная ставка сейчас находится ближе к верхней границе. Конечно, на нейтральную процентную ставку влияет и то, что будет происходить с мировой экономикой, как будет меняться нейтральная ставка мировая, скорее всего, она тоже повышается... Мы через какое-то время, я думаю, еще раз посмотрим на нейтральную ставку».
«Наш анализ показывает, что мы сейчас только перешли в зону нейтральной ставки. Индикаторы этого - динамика кредитования... для того чтобы снизить инфляцию, нужно временно перейти в зону жестких денежно-кредитных условий, и, конечно, здесь пространство дополнительного повышения ставки мы сейчас видим как более существенное, чем, например, видели во время последнего заседания совета директоров. Как оно реализуется, это пространство, будет зависеть от множества условий, по которым есть неопределенность».
* «Мы пока не переоценивали диапазон нейтральной ставки 5-6%, он может сдвинуться под влиянием того, что меняется и страновая премия, меняются оценки нейтрального уровня мировых ставок. На наш взгляд, эта сдвижка может быть в сторону повышения этого уровня нейтральной ставки, но такой анализ мы не провели... Нейтральная ставка позволяет поддерживать уровень инфляции на 4%, когда инфляция около 4%, но когда инфляция выше 4%, нам важно, чтобы ставка была выше нейтрального уровня, был бы определенный уровень жесткости этой ставки. И этот уровень отклонения от нейтральной ставки должен быть больше, чем больше инфляция отклоняется от цели, чем более длительно это происходит. Сейчас инфляция отклоняется от цели более чем в два раза и нам важно, чтобы реальные ставки были положительными и мы будем оценивать уровень достаточности, жесткости денежно-кредитных условий не просто по параметру, на сколько уровень реальных ставок по кредитам, по депозитам выше нейтральной ставки, а по целому набору показателей, к которым относится и динамика кредитования, и динамика депозитов, все, что влияет на сберегательно-потребительское, инвестиционное поведение людей, что в конечном счете определяет инфляцию. Мы ожидаем наиболее полного кумулятивного эффекта от наших решений по ужесточению денежно-кредитной, что они будут проявляться во втором полугодии этого года и в начале, в первом полугодии следующего года из-за лагов».
ПРО ПИК ИНФЛЯЦИИ
«Если говорить о годовых показателях, которые статистически учитывают рост цен за последние 12 месяцев, то мы где-то находимся на пиковых значениях сейчас. Мы не ждем какого-то резкого ускорения, которое можно было бы назвать ускорением, но пока не произошло разворота, чтобы мы могли сказать, что есть точно устойчивый тренд на замедление инфляции... Ожидаем такого замедления к концу первого квартала, во втором квартале».
ПРО НЕИЗМЕННОСТЬ ТАРГЕТА ИНФЛЯЦИИ В 4%
«В развитых странах, во многих развивающихся, напомню, что там таргет меньше 4%, у большинства стран в мире меньше 4%, у тех, кто таргетирует инфляцию, и, на наш взгляд, это делать нельзя (повышать таргет), потому что в наших условиях, и это мы видим и сейчас, инфляция выше определенного уровня, выше 4%, она негативно влияет в целом на экономику, на мотивацию к долгосрочным инвестициям, к долгосрочным сбережениям. И, честно говоря, это напоминает, что... ворота не сдвигают в игре, скажем так. И неизменность таргета принципиально важна, особенно в условиях... высокой неопределенности».
ПРО ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПОКУПОК ВАЛЮТЫ
«Мы исходим из того, что отложенные покупки мы, конечно, растянем во времени, как это мы делали раньше. Мы их растянем так, чтобы это оказывало наименьшее влияние на динамику рынков в краткосрочные периоды как минимум. На какой период растянем, мы все это оценим, это будет зависеть и от того, насколько длительный период будет этой паузы, какие средства будут накоплены в качестве отложенных покупок. Мы в свой прогноз заложили, что отложенные покупки будут реализовываться до конца 2023 года. Это пока модельная предпосылка, но не решение, решение может от этого отличаться».
«Что касается возобновления закупок валюты для Минфина... мы пока решение не принимали о том, когда мы возобновим эти покупки. Мы, безусловно, об этом сообщим заранее, до фактического возобновления закупок. Здесь возможно, что как и в прошлый раз в 2019 году, мы сначала возобновим регулярные покупки, а потом уже начнем осуществлять и в дополнение отложенные покупки. Решение будет приниматься исходя из нашей оценки ситуации на рынке, волатильности, ликвидности, и это никак не будет зависеть от каких-то уровней обменного курса».
ПРО ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПО СТАВКЕ
«Мы рассматривали не очень широкий диапазон. Предметно рассматривали два варианта решения - повышение ставки на 100 и на 150 базисных пунктов. В итоге выбрали 100 базисных пунктов, учитывая, что много неопределенностей и для того чтобы сохранить гибкость реакции денежно-кредитной политики на меняющиеся обстоятельства, на поступающие данные».
ПРО ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ ПО СТАВКЕ
«Так как ситуация меняется - и достаточно быстро, в разные стороны - даже тяжело определять, что такое стандартный шаг. Но, наверное, можно так сказать, что сейчас в текущих условиях 100 базисных пунктов - это менее нестандартный шаг, чем мы считали раньше. И вполне возможно, что нам такого уровня шаги придется принимать».
ПРО ИНФЛЯЦИЮ
«Мы ожидали сначала, что в четвертом квартале произойдет замедление инфляции, затем в начале этого года. Пока мы не можем сказать, что это замедление происходит. Нельзя сказать, что инфляция ускоряется, нельзя сказать, что она замедляется. Колебания вокруг пиковых значений. На наш взгляд, замедление месячной инфляции будет происходить уже в первом полугодии 2022 года и постепенно к концу года в сезонно сглаженном выражении текущий уровень цен будет близок к нашей цели».