Financial Times Переводы из Financial Times
Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Из поддерживающих войну в Украине госСМИ начали увольняться сотрудники

Главные причины — протест против вторжения и страх перед командировками в горячую точку, рассказали The Moscow Times на условиях анонимности восемь сотрудников государственных федеральных телевизионных и печатных СМИ. Один из них утверждает, что руководство заранее предупреждало о готовящемся вторжении в Украину, для других это стало шоком.
Jimmy Liao / pexels

Молчать и не думать

— О том, что будет война нам почти в открытую сказали накануне, — рассказывал корреспонденту The Moscow Times  журналист ТК «Звезда», — мы привыкли к горячим точкам, плюс мы всегда ездим вместе с военными, так что это относительно безопасно. Но в этот раз стало жутко.

По признанию военкора, большинство его коллег, и он сам поддерживали Путина «в делах внешней политики». Но сейчас, видя происходящее, некоторые начинают сомневаться.

Журналист телеканала «Россия-1» признается, что намеренно не следит за событиями на Украине.

Стараюсь абстрагироваться, вообще не понимаю, что происходит, и не хочу понимать, нам объясняют, что Путин иначе поступить не мог, и я стараюсь в это верить. 

Однако, не все «стараются верить». Другой журналист ВГТРК признается, что коллеги создали закрытый чат, где обсуждают военные действия и перспективы отправки съемочных групп в Украину.

Многие боятся, что их отправят на войну, один наш коллега-оператор из приграничного корпункта даже уволился, — поясняет журналист, — с другой стороны, люди в глубокой депрессии, работать идти некуда, но до большинства дошло, чем мы тут занимаемся.

На Первом канале тоже существуют закрытые чаты, где общаются несогласные с официальной позицией сотрудники. В одном из них состоят не только московские корреспонденты, но и некоторые зарубежные собкоры. По словам двух участников чата, которые согласились пообщаться с корреспондентом The Moscow Times, они прекрасно понимают, чем занимается Первый, но повлиять на редакционную политику не могут. По их словам, все боятся увольнения.

Еще после Болотной многие принципиально уволились, но не смогли найти работу, — вспоминает сотрудник Первого с 15-летним опытом работы, — кто-то вернулся, один из «оппозиционеров» сейчас даже в президентском пуле работает. Люди смогли убедить себя.

По словам собеседника The Moscow Times, у многих сотрудников госСМИ развилась депрессия и появились проблемы с алкоголем, но карьера в федеральном издании слишком привлекательна, поэтому увольняются пока единицы. The Moscow Times достоверно известно только о трех таких случаях за последнее время.

Одна из зарубежных корреспонденток Первого, которая сейчас в США снимает разгромные сюжеты про Америку была противницей русской весны-2014, осуждала в кулуарных разговорах признание Крыма и поддержку ЛДНР, — вспоминает тот же сотрудник, — но ей хватило ума не демонстрировать это, и сейчас она высокооплачиваемый специалист, один из самых успешных журналистов страны.

Работающий на Первом канале медиа-менеджер подтверждает, что в руководстве «сильное напряжение, а установки, что и как снимать постоянно меняются».

Неспокойно и в «Известиях»: журналистка газеты на условиях анонимности рассказала, что сама родом из Украины, и категорически против военных действий.

— Постоянно мониторю сводки, у меня там родственники, друзья остались, боюсь за них. Но на работе с коллегами молчу, у меня ипотека, ее надо закрывать. 

Слежка за журналистами 

Многие госкомпании в последнее время стали мониторить соцсети сотрудников, однако, с началом войны в Украине контроль за журналистами федеральных СМИ стал тотальным.

Есть специальный человек, который проверяет наши странички. Я знаю, кто она, но не буду называть фамилию. — возмущается журналист Первого. — Докладывает сразу заместителям Клейменова (директор дирекции информационных программ). Потом сверху начинаются звонки с требованием удалить посты.

Еще один сотрудник подтвердил, что им действительно не рекомендовано высказываться вразрез с официальной позицией.

Зато есть предпочтительные темы, которые освещать обязательно: журналисты Первого и ВГТРК в конце февраля получили директиву снимать сюжеты материалы про беженцев из Украины. 

Последние четыре наших материалы — про беженцев с Донбасса, размещенных в разных регионах, — продолжает журналист ВГТРК, — людей конечно очень жаль, они пережили многое, но я постоянно думаю о том, что это дикое лицемерие — в Украине сейчас сотни и тысячи людей, которые также живут под постоянными обстрелами.

— Мы все это время ждем беженцев, хотя до нашей области они не доехали, — подтверждает региональный корреспондент ВГТРК, — ничего другого не снимаем, про внутреннюю политику давно нельзя ничего крамольного писать.

Зачистка несогласных

Однако, не все сотрудники федеральных ведомств молчат, многие высказываются даже в ущерб карьере. 

«Страх и боль. НЕТ ВОЙНЕ», — коротко в Инстаграме написал Иван Ургант, после чего его шоу перестало выходить в эфир. Впрочем, как заявила  пресс-секретарь канала Лариса Крымова, ведущий  Иван Ургант продолжает сотрудничество с Первым. 

Петербургская журналистка Анна Заславская уволилась с телеканала 78 из-за своей позиции по событиям на Украине. Она работала в политической программе «Интервидение». 

Журналистку Коммерсанта Елену Черненко исключили из пула МИД России после того, как девушка подписала открытое письмо с требованием остановить агрессию против Украины. Черненко проработала в пуле 11 лет.

Ведущая RT Лиз Валь уволилась, потому что не хотела «быть частью компании, которая финансируется российским правительством и оправдывает действия Путина». 

Уволилась шеф-редактор RT Мария Баронова, до этого журналистка раскритиковала российское вторжение в Украину.

В прошлом году на поддержку федеральных СМИ планировали выделить 102,8 млрд рублей. Безоговорочный лидер по получению господдержки — Russia Today, в 2020 году 27,4 млрд рублей, писал РБК. Холдинг ВГТРК получил немногим меньше -  24,2 млрд рублей. Первый канал получил субсидии на сумму 6,5 млрд рублей.

Первый канал, "Известия" и ВГТРК не смогли предоставить The Moscow Times оперативный комментарий.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку