Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Кто и как сегодня торгует российской нефтью

Trevbus (CC BY-SA 4.0)

В морских поставках нефти из России на смену крупным торговым домам приходят мелкие, а на смену крупнотоннажным танкерам – малотоннажные. 

На смену гигантам

Евросоюз с 15 мая запретил своим компаниям иметь дело с российскими госкомпаниями, такими как «Роснефть» и «Газпром нефть». Швейцария тоже ввела некоторые ограничения. Это заставило крупных нефтетрейдеров, таких как Trafigura, Vitol, Glencore, Gunvor, свернуть операции с Россией.

И открыло возможности для малоизвестных фирм, таких как Paramount Energy & Commodities и Coral Energy, пишет The Wall Street Journal, благо скидка за российскую нефть по-прежнему превышает $30 за баррель. Тем более что около 62 млн баррелей нефти Urals находится в танкерах, которые ищут на нее покупателей. По подсчетам Vortexa, объем такой бесхозной нефти утроился с начала войны и составляет сейчас около 15% всего российского нефтяного экспорта.

В мае среднесуточный морской экспорт из России составляет около 3,6 млн баррелей против 3,8 млн за апрель, по подсчетам Kpler.

Объем продаж у Paramount, чей офис расположен в восьмиэтажном офисном здании в нескольких кварталах от Женевского озера, с начала вторжения в Украину составляет в среднем 163 000 баррелей в сутки, по данным Petro-Logistics. Компанией владеет ее основатель голландец Нильс Трост. Чтобы избежать европейских санкций, Paramount открыла офис в Дубае, где и работают Трост и группа трейдеров, рассказал WSJ человек, знакомый с ситуацией в компании.

В отчет на запрос газеты Трост ответил, что дубайский офис был открыт в 2020 г., а нефть Paramount покупает у независимых компаний по долгосрочным контрактам, заключенным еще до войны. Одна из таких компаний – гонконгская Concept Oil Services, основанная резидентом Монако Майклом Зелигманом, рассказали человек, знакомый с ее операциями и представляющий Concept юрист. Она покупает нефть у российских производителей, включая «дочку» «Газпрома», и продает Paramount.

«Concept Oil Services полностью соблюдает все международные санкции», – ответил на запрос ее юрист.

В Дубае же расположена и Coral Energy, которая в апреле увеличила объем торговли российской нефтью на четверть по сравнению с мартом до 260 400 баррелей в сутки. В мае показатель сократился до, в среднем, 213 600 баррелей – из-за перевода бизнеса в дочерние структуры, рассказали WSJ люди, знакомые с ситуацией.

Таким образом, в последние пару месяцев на Paramount и Coral пришлась примерно девятая часть морских поставок нефти из России.

Coral в 2010 г. основал азербайджанский бизнесмен Тахир Гараев. До войны на российскую нефть и нефтепродукты приходилось около 20% бизнеса, из них около четверти – на «Роснефть», остальное – на частные НПЗ, рассказал финансовый директор компании Ахмед Каримов. По его словам, у Coral нет «дочек».

Каримов также сказал, что Coral сворачивает российский бизнес, во многом потому, что банки отказываются финансировать операции с Россией. Вскоре после того, как ЕС в марте объявил о предстоящем запрете на работу с нефтяными госкомпаниями, Coral сообщила «Роснефти», что выходит из долгосрочного договора по покупке прямогонного газойля, согласно словам Каримова и электронной переписке, с которой ознакомилась WSJ.

Чтобы убедить трейдеров все-таки купить ее продукцию, «Роснефть» предлагает дополнительные стимулы; например, больше не требует с Coral банковскую гарантию, по словам Каримова и еще двух человек, знакомых с операциями.

Танкер Nissos Delos, зафрахтованный Coral Energy, сейчас готовится разгрузить партию нефти в Шри-Ланке, которая переживает жесточайший финансовый кризис. В стране дефицит многих видов продукции, за которые она не может заплатить, а единственный НПЗ не работает уже два месяца. Nissos Delos загрузил нефть в Новороссийске 29 марта. Месяц он стоял на якоре неподалеку от Шри-Ланки, видимо, не находя покупателя. Но недавно направился в порт, свидетельствуют данные Bloomberg по отслеживанию судов. Министр энергетики сообщил в Twitter 27 мая, что танкер разгрузится на следующий день. Председатель Ceylon Petroleum Сумит Виджесингх подтвердил Bloomberg, что ее НПЗ получит нефть 28 мая.

Логистическая оптимизация

Последствия вторжения в Украину меняют давно сложившиеся способы торговли нефтью. Из-за санкций, а также нежелания многих страховщиков и судовладельцев работать с Россией, тем, кто все-таки продолжает это делать, стало не хватать танкеров. Столкнувшись с такой логистической проблемой, некоторые поставщики пытаются более эффективно использовать имеющиеся суда, рассказали Bloomberg судовые брокеры.

Так, российская нефть сорта ESPO обычно перевозилась небольшими танкерами: загрузив ее в дальневосточном порту Козьмино, они напрямую отправлялись в Китай, путь занимал пять дней. Но сейчас небольшие танкеры, вывезя нефть из Козьмино, перегружают ее около южнокорейского берега в супертанкеры, которые затем уже отправляются в Китай.

Раньше таких операций с ESPO не совершалось, потому что путь до Китая очень короткий, пишет Bloomberg, обычно подобная перевалка с небольших судов на супертанкеры используется на дальних маршрутах. Но, например, 16 и 18 мая два небольших китайских танкера, вывезя нефть ESPO из Козьмино, перегрузили ее на супертанкер у корейского города Йосу. Тот отправился в Китай, будучи заполненным лишь на три четверти.

Принадлежат танкеры, по данным судовых брокеров, китайской Cosco Shipping Holdings, а зафрахтовала их Unipec, подразделение китайской же Sinopec, крупнейшей нефтеперерабатывающей компании в Азии.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку