Financial Times Переводы из Financial Times
Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

ЕС готовит альтернативные пути вывоза зерна из Украины

Одесса, Украина. GENYA SAVILOV / AFP

Блокада украинских портов Россией угрожает голодом десяткам миллионов людей по всему миру. Российские власти заявили, что разрешат кораблям с зерном покинуть Одессу только при снятии санкций. Поэтому на саммите, который завершится во вторник, лидеры стран Евросоюза пообещают активизируют усилия по организации вывоза сельскохозяйственной продукции из Украины по суше, согласно проекту документа, с которым ознакомилась Financial Times.

Экспортировать 20 млн т зерна необходимо менее чем за три месяца, так как хранилища практически заполнены, а в августе они понадобятся для нового урожая. В апреле было экспортировано всего 1,2 млн т.

Украина производит 12% мировой пшеницы, 15% кукурузы и 50% подсолнечного масла. Десятки стран зависят от выращенной в разрушенной войной стране продукции, которая в основном экспортируется через ее черноморские порты, которые сейчас либо захвачены Россией, либо блокированы ее военными кораблями.

«Мы обсудим конкретные способы помочь Украине экспортировать сельскохозяйственную продукцию, используя инфраструктуру ЕС», – написал президент Европейского совета Шарль Мишель в письме лидерам, приглашая их на саммит.

ЕС 12 мая объявил о плане вывозить из Украины через соседние страны до 4 млн т зерна в месяц. Но сделать это невероятно сложно, признают в Брюсселе. В Украине и странах ЕС разная ширина железнодорожной колеи, поэтому на границе поездам нужно менять шасси либо переваливать груз на другие поезда.

На восьми железнодорожных пограничных переходах с Польшей, Венгрией, Румынией и Словакией можно обрабатывать в общей сложности 467 вагонов в сутки. Но грузовые маршруты уже перегружены, поэтому поезда идут медленно.

Еврокомиссар по транспорту Адина-Иоана Вэлян на прошлой неделе поручила министрам сельского хозяйства ускорить процесс оформления грузов. «Были шокирующие примеры, когда целые колонны задерживались на четыре, а то и на 10 дней из-за отсутствия одного сертификата на некоторые виды грузов, для которых такой сертификат в пункте назначения даже не требовался, – заявила она. – Мы также просим членов ЕС увеличить число инспекторов на пограничных пунктах, чтобы работать с прибывающими грузами 24 часа в сутки 7 дней в неделю».

Еврокомиссия призвала страны союза предоставить оборудование для перевалки, а также подвижной состав, грузовики, водителей и баржи. Частные компании неохотно отправляют грузовики в Украину, так как не могут получить страховку и боятся обстрелов со стороны российских войск.

Баржи могут перевозить зерно по Дунаю в Румынию для дальнейшей отправки в другие страны из порта Констанцы. Но Вэлян еще в середине мая обозначила масштаб проблемы, рассказав о сухогрузе, который вывез из Констанцы 70 000 т зерна:

Чтобы полностью его загрузить, потребовалась комбинация из 49 барж и поездов. Один 600-метровый состав может перевезти около 1900 т зерна. А караван из шести барж (именно так зерно было доставлено из украинских дунайских портов) может везти максимум 18 000 т. Простой подсчет показывает, что для вывоза 20 млн т зерна потребуются умопомрачительное количество – 10 000 барж и почти 300 крупных судов.

Многие считают план ЕС попросту невыполнимым. Грузовиками можно вывозить лишь 1 млн т в месяц, сказал FT Дэвид Бизли, директор Всемирной продовольственной программы ООН.

Между тем, по его словам, 26 стран, включая Египет, Ливан и Сенегал, получают из Украины и России не менее 50% своего зерна. Голод грозит 49 млн человек, «мы забираем еду у голодных детей, чтобы передать ее детям, умирающим от голода», сказал Бизли.

Мишель пригласил Маки Салла, президента Сенегала и председателя Африканского союза, принять во вторник участие в саммите лидеров ЕС по видеосвязи. Российская пропаганда утверждает, что рост цен на продовольствие и его нехватка в мире вызваны санкциями, а не действиями самой России, заявляла недавно Еврокомиссия.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку