Глава ВТБ Андрей Костин предложил отобрать все иностранные банки в России в ответ на санкции, введенные за вторжение в Украину. Об этом он заявил в кулуарах Петербургского международного экономического форума.
Надо по-честному: у нас забрали банки, и у них [иностранцев] надо банки забрать, обнулить тему… А как? Взяли и забрали банки в Германии, в Англии просто так… Банки действующие, с капиталом хорошим, с хорошим балансом.
После начала войны России против Украины ВТБ попал под многочисленные санкции со стороны США, Великобритании, ЕС и других стран. Костин пожаловался, что из-за этого первый квартал для ВТБ стал убыточным, потери ожидаются и по итогам года.
Он также сообщил, что в связи с санкциями из ВТБ уходят валютные клиенты, поэтому банк планирует полностью перейти на рубли или валюты «дружественных стран».
Костин отметил, что за рубежом к «дочкам» ВТБ относятся несправедливо, в том числе в Германии. И на сегодня руководство «фактически отстранено» от управления своими загранбанками.
Он уточнил, что капиталы «дочек» ВТБ в Германии и Великобритании (VTB Capital plc) составляют основной объем замороженных активов группы. Кроме того, определенные средства были заблокированы 24 февраля, после введения санкций OFAC, на счетах в основном в американских банках. По словам Костина, в сумме «это исчисляется миллиардами долларов, но не десятками миллиардов». В связи с этим глава ВТБ призвал хотя бы ограничить деятельность иностранных банков.
В России в топ-50 среди крупнейших осталось лишь пять западных банков: Raiffeisen Bank (Австрия), UniCredit (Италия), Citibank (США), OTP Bank (Венгрия) и ING Bank (Нидерланды).
Недавно в их число входил Росбанк, но он был продан французской группой Société Générale в прошлом месяце российскому миллиардеру Владимиру Потанину. Чешская PPF сообщила, что передаст оставшиеся 50,5% акций «Хоум кредита» новым владельцам до конца июня.
Еще до войны с Украиной число иностранных банков в России упало до минимума за полтора десятка лет. В прошлом году из 119 кредитных организаций с долей иностранного капитала выше 50%, работавших на российском рынке до аннексии Крыма, осталось 75.