Financial Times Переводы из Financial Times
Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Автостраховщики не могут найти запчасти. Уже 10% клиентов не дожидаются ремонта и берут деньги

Не все готовы ждать ремонта неизвестно сколько Агентство «Москва»

В августе около 10% клиентов «Ренессанс страхования» не смогли отремонтировать автомобиль по каско и взяли денежную выплату по калькуляции, рассказал на конференции «Автостата» вице-президент страховой компании Сергей Кожевников:

Это показывает на достаточно большом портфеле, какое количество автомобилей мы не можем отремонтировать нигде в России, вернее, их владельцы не готовы ждать запчастей для ремонта неизвестно сколько времени.

До марта денежную выплату предпочитали не более 1% клиентов «Ренессанс страхования» (обычно доля колебалась около 0,5% от числа страховых случаев).

В этих условиях компаниям пришлось самим озаботиться поиском запчастей. «Этот кризис должен показать всем страховщикам, что им пора начинать параллельный импорт запчастей. Тот, кто не имеет своего склада, при таком росте цен будут страдать», — говорит Кожевников. «Ренессанс страхование» ищет запчасти для самых проблемных марок: Mercedes-Benz, BMW и Land Rover. Запчастей для них на складах официальных дилеров очень мало, а те что есть, продаются втрое или впятеро дороже расчетной цены, используемой страховыми компаниями при калькуляции ремонта. «Мы заключили соглашение с поставщиками, которые возят запчасти из Европы, Казахстана и ОАЭ, и подключаем их, если техстанция не может найти запчасть для ремонта», — рассказал страховщик.

«Ингосстрах» прорабатывал 7-8 каналов поставок запчастей, в том числе через Ближний Восток и Китай, рассказывал в июле заместитель гендиректора по розничному бизнесу Алексей Власов. По его словам, компания не будет работать над поставками запчастей на потоке, а будет в первую очередь решать проблемы с самыми дефицитными запчастями для премиальных марок. Для этого компании нужен склад примерно с 2500 позиций по кузовному ремонту и столько же — по разным видам пластика и стекла, объяснял он. Комментарий «Ингосстраха» получить не удалось.

Теперь все крупные страховые компании прописывают в договорах каско возможность получения денежной выплаты вместо ремонта и пытаются создать собственные склады запчастей за счет параллельного импорта, показал опрос The Moscow Times. «Деньги вместо ремонта — выгодная для страховщика тема: калькуляция ведется по расчетным ценам, которые сейчас практически по всем позициям ниже подскочивших рыночных. Но для нас эта тема вынужденная. Нам нужно, чтобы клиент был удовлетворен нашей услугой и остался с нами. Кроме того, банки не хотят, чтобы такой пункт был в страховке прокредитованных ими автомобилей», — объясняет менеджер одного из ведущих автостраховщиков.

Банки не поддерживают идею денежных выплат вместо ремонта в программах страховки залоговых автомобилей, подтвердила на конференции «Автостата» директор департамента развития продаж автобизнеса банка «Открытие» Ольга Габеева. Для залогодержателя важно, чтобы автомобиль был в хорошем состоянии, а деньги люди могут потратить на что-то другое и ездить на неотремонтированном автомобиле, объяснила она.

Но ждать скорого решения проблем с запчастями не стоит, предупреждает Арарат Мардоян, соучредитель компании ADU, поставляющий в Россию запчасти по параллельному импорту через Армению. В мире дефицит запчастей, на традиционных рынках вроде Германии и ОАЭ — мизерное предложение, поэтому в поисках некоторых позиций мы доходим до Чили, Колумбии и Мексики, рассказывал он на конференции.

Антикризисная страховка

Автовладельцы быстро поняли, что с ремонтом будут проблемы. После начала «спецоперации» многие клиенты попросили увеличить страховую сумму, чтобы покрыть затраты на ремонт с учетом подорожания запчастей, рассказал Кожевников из «Ренессанс страхования». Кроме того, весной клиенты примерно в два раза чаще, чем обычно в это время года, обращались за мелким (без справок) ремонтом по каско. Люди ждали роста цен и дефицита запчастей и потому спешили отремонтировать автомобиль, например заменить стекло со сколом. Вот несколько цифр из презентации Кожевникова:

🚘 20% — на столько подорожал полис каско

🚘 20% клиентов увеличили страховую сумму. Пик пришелся на апрель

🚘 32% — на столько в среднем выросла страховая сумма

🚘 30% — на столько подорожали запчасти (в среднем). Страховщики, по его словам, закладывали рост на 5-6%

Страховщики выкручиваются, как могут. «Ингосстрах» в начале лета запустил расширенное каско, по которому будет компенсировать клиентам разницу в цене на запчасть, если ее не удастся приобрести по «рыночной» расчетной цене. «Ренессанс-страхование» разработала программы страхования от поломок — по сути, техническую гарантию взамен гарантии производителям, рассказал Кожевников. У нее есть так называемое «коробочное решение» — страховка от поломки важнейших узлов автомобиля (двигатель, турбина, КПП), которую компания сейчас предлагает всем дилерам-партнерам. А также индивидуальные программы страхования технического состояния автомобиля, в которые можно включить опцию поиска неоригинальных запчастей силами страховой компании и денежные выплаты.

«К введению технической гарантии как отдельной услуге участники рынка финансовых и сервисных услуг присматривались давно, но только сейчас стало очевидно, что этот бизнес получится», — говорит гендиректор сервисной программы «АвтоАссист» Олег Зевакин. Его компания запустила программу технической гарантии по всей России с ремонтом на партнерских технических станциях обслуживания. «Многие потребители пребывают в стрессовом состоянии в условиях, когда производитель отказался от своих обязательств, и непонятно как будет работать гарантия на автомобиль, и мы должны им помочь», — отмечает он.

Если проблему дефицита не удастся решить за счет параллельного импорта, в России может вырасти число угонов для разборки автомобилей на запчасти, опасается Кожевников.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку