Мобилизация в России ударила по пригородным железнодорожным перевозкам — электрички потеряли 6 млн пассажиров в октябре. Это около 7% от плановых месячных показателей по этому виду транспорта, пишут «Ведомости» со ссылкой на Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ).
Согласно данным РЖД, в октябре общее количество пассажиров в пригородном сообщении составило 88,4 млн человек — на 5,4% меньше, чем в том же месяце 2021 года. При этом с января по октябрь, наоборот, отмечается рост перевозок на 6,2% год к году — до 855,3 млн пассажиров.
В связи с этим аналитики ИПЕМ отметили «нехарактерное падение» объемов пассажирооборота в октябре: оно не соответствует «сезонному тренду» и динамике в этот же период прошлого года. Причиной сокращения числа пассажиров могло стать «снижение транспортной мобильности мужской половины населения на фоне объявления в стране частичной мобилизации в конце сентября», считают эксперты.
На снижение показателя перевозок могло также повлиять завершение дачного сезона, похолодание в ряде регионов и «сложная ситуация с доходами населения», говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Несмотря на это, к декабрю эксперты ждут восстановления объемов пригородных перевозок примерно до 90 млн пассажиров, поскольку президент РФ Владимир Путин объявил о завершении мобилизации 31 октября.
Одновременно с пригородным сообщением сильно просели пассажирские перевозки в дальнем следовании: они потеряли 15% объемов по отношению к сентябрю и 64% — по отношению к августу, отмечается в исследовании ИПЕМ. Однако год к году в октябре отмечался прирост числа перевезенных пассажиров на 16% (всего было перевезено 8,2 млн человек). За первые десять месяцев 2022 года количество пассажиров в дальнем следовании выросло на 15,5% — до 91,8 млн человек.
Эксперты объясняют это «перетоком пассажиров», отправляющихся в южные города России. После начала войны в Украине власти закрыли в целях безопасности 11 аэропортов юга и центра России. По мнению Баранова, пассажирские железнодорожные перевозки продолжат расти в ближайшее время, поскольку из-за падения доходов россияне будут чаще выбирать железную дорогу как наиболее экономичный способ путешествий.