Вслед за автопромом, пережившим клиническую смерть после ухода западных компаний, в России остановилось еще одно критически значимое производство.
Инновационные грузовые вагоны, которые могут перевозить на 8 тонн больше, чем типовые, больше не выходят с конвейеров российских заводов.
Как сообщает «Коммерсантъ», производство фактически стоит с мая из-за дефицита кассетных подшипников, которые поставляли шведская SKF, а также Тimken и Amsted Rail из США. Все три компании покинули российский рынок после начала войны.
Нехватка подшипников приводит к тому, что становится невозможным и ремонт инновационных вагонов, которые до войны составляли 20% грузового парка на сети РЖД. Операторы уже сняли с движения около 10 тысяч вагонов и вынуждены переориентироваться на типовой парк.
Если в 2021 году на российском рынке были реализованы 21 тысяча инновационных и 1,25 тысячи типовых вагонов, то в этом году за девять месяцев — всего 5,6 тысячи инновационных и 10,7 тысячи типовых.
В пересчете на грузоперевозки потери могут составить около 30 тонн в год, оценивает руководитель рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин: именно столько дополнительно перевозит инновационный парк за счет большей грузоподъемности.
В первую очередь пострадают угольщики, которые уже отрезаны от европейского рынка санкциями и вынуждены останавливать добычу на разрезах Кузбасса. По подсчетам Национальной транспортной компании (НТК), без возможности использовать инновационные полувагоны они не смогут вывозить от 90 до 120 тысяч тонн угля в месяц.
Российские производители обещают наладить выпуск инновационных вагонов и заместить импорт утраченных импортных комплектующих.
Но возможно ли это в принципе, остается неясным, сомневается Гришунин из НРА: нужны уплотнители и смазочные материалы, которые ни в России, ни в СНГ не производятся.