Россия осталась практически без новых автобусов на фоне санкций за войну в Украине. Причины: разрыв сложившихся логистических цепочек, перебои с поставками комплектующих, рост цен, нехватка госфинансирования, пишет РБК.
Между тем обновление парка критически необходимо: по данным крупнейшей лизинговой компании ГТЛК, из 440 тысяч автобусов в стране около 370 тысяч (84%) эксплуатируются сверх нормативов вплоть до аварийного состояния. Средний возраст большинства машин — 17,4 года при полезном сроке использования 10 лет. При этом в 40% регионах автобусов и вовсе не хватает — на 100 тысяч населения приходится менее 100 таких транспортных средств.
За последний год власти сократили 200 маршрутов наземного общественного транспорта в 84 крупнейших городах России, из них 190 автобусных линий и 10 троллейбусных, следует из рейтинга городов по качеству общественного транспорта, подготовленного компанией Simetra. Общее число автобусов уменьшилось на 7% (с 61 тысяч до 56,7 тысяч единиц), а суммарный парк троллейбусов и трамваев — на 3% (с 11,9 до 11,6 тысяч).
Как сообщили в Минтрансе, в 2022 году в федеральном бюджете на обновление общественного транспорта предусмотрено 2,65 млрд рублей. За счет этих денег в девять агломераций поставят 353 новых автобуса и троллейбуса (271 автобус на газомоторном топливе, 59 автобусов на дизельном топливе и 23 троллейбуса). В 2023-м на эти цели заложено 3,26 млрд рублей. Суммарно в 2022–2024 годах в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» в 21 городскую агломерацию поступит 1161 единица нового общественного транспорта. Это всего 0,3% от общего числа автобусов, нуждающихся в замене по всей России.
Для обеспечения платежеспособного спроса на отечественную технику ГТЛК разработала инвестпроект с привлечением средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). До 2024 года она собирается заказать на российских заводах свыше 4,4 тысячи автобусов на 73 млрд рублей. Из ФНБ планируется взять 44 млрд рублей. Также ГТЛК предлагает продлить программу развития общественного транспорта на 2025 год и далее.
В качестве альтернативы автобусам можно было бы использовать трамваи и троллейбусы, но средств на это также не хватает. В начале октября председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев заявил, что для развития городского наземного электрического транспорта в регионах понадобится новая федеральная программа объемом не менее 500 млрд рублей, и запустить ее надо уже в 2023 году. По его мнению, деньги на покупку новых трамваев и троллейбусов должны выделяться из федерального бюджета как минимум до 2030 года и быть безвозвратными. Сейчас на эти цели с 2022 по 2026 год планируют потратить 100 млрд рублей.
В ВЭБ.РФ считают, что на модернизацию общественного транспорта только в 25 городах России потребуется 1 трлн рублей. Однако на фоне текущей экономической ситуации финансирование в этой сфере, наоборот, будут сокращать, считает партнер Strategy Partners Александр Постников. По мнению эксперта, из-за проблем с импортными комплектующими существует риск как уменьшения производства, так и ухудшения потребительских свойств подвижного состава.
При этом речь идет не только о количественном спаде, но и о замедлении темпов выпуска новых транспортных средств. Например, Тихвинский вагоностроительный завод уходил в простой на 2,5 месяца — с середины мая до 1 августа — из-за дефицита подшипников, производимых в США. «В таких условиях сложно ожидать кардинального прорыва в развитии общественного транспорта в городах. Ряд проектов модернизации транспортных систем был поставлен на паузу, по запущенным проектам имели место сдвиги графика реализации», — заявил первый зампред ВЭБ.РФ Николай Цехомский.