Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Как Кремль незаметно построил систему слежки за всеми

Решимость Кремля искоренить инакомыслие во время войны ускорила развитие массовой слежки, но началась она за десятилетие до вторжения в Украину.
Кирилл Зыков / Агентство новостей «Москва»

Мобилизация резервистов на фронт доминирует в новостях, но скрытая мобилизация государственной машины для пресечения любых форм сопротивления путинскому режиму началась задолго до начало вторжения.

С 2020 года в каждом регионе России местные отделения Роскомнадзора отслеживают «точки напряженности» или события, которые могут вызвать общественное недовольство. Их основная цель — выявить местных «нарушителей спокойствия», имена которых они затем сообщают ФСБ и МВД.

Официально не являясь правоохранительным органом, Роскомнадзор был создан для контроля за соблюдением телекоммуникационными компаниями лицензионных требований. Однако теперь он действует как элемент аппарата безопасности России.

Весной и летом, еще до того, как российское правительство принялось подавлять любые формы антивоенных протестов, активисты в Москве часто удивлялись тому, как быстро их идентифицировала технология распознавания лиц с камер видеонаблюдения.

Эти системы находятся в ведении не ФСБ или МВД, а Департамента информационных технологий Москвы (ДИТ), основной задачей которого является контроль за внедрением новых технологий в администрацию Москвы. Сотрудники Роскомнадзора и чиновники ДИТ стали полноправными членами репрессивного аппарата.

Чем более технически подковано то или иное ведомство, тем сильнее оно связано государственной репрессивной машиной. Во время мобилизации ДИТ перешел от предоставления данных о передвижении антивоенных демонстрантов к выдаче повесток москвичам, используя свою базу. Более того, ДИТ недавно объявил о планах построить национальный центр для хранения данных системы распознавания лиц.

Было бы легко увидеть в этих событиях прямое следствие войны, но на самом деле ее основы были заложены во время, казалось бы, мягкого президентства Дмитрия Медведева в 2008–2012 годах, когда Кремль опасался, что экономический кризис 2008 года может вызвать революцию. Кремлевская паранойя побудила Медведева инициировать национальную кампанию против «экстремизма», включающую масштабную реструктуризацию МВД с созданием региональных бюро по борьбе с экстремизмом.

Изменился сам принцип правоприменения: вместо реагирования на угрозы власти сделали упор на их предотвращение.

Тогда министр внутренних дел заявил, что «предупреждение и мониторинг того, что происходит в сфере экстремистской деятельности» будет в центре внимания центра Э.

Как предотвратить преступление до того, как оно произошло? Ответ для администрации Медведева был очевиден: путем составления списков потенциальных активистов и протестующих. «Экстремизм стал одним из основных факторов, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации», — говорится в совместном плане Генпрокуратуры, ФСБ и МВД от 2008 года.

В этом плане потенциальными угрозами были названы самые разные группы — от ассоциаций гражданского общества и независимых религиозных общин до «неформальных молодежных объединений» и, неизбежно, оппозиционных партий и движений.

Медведев и его советники начали национальную кампанию по систематическому сбору данных о гражданах России, которую возглавили МВД и ФСБ при значительной поддержке российских банков и телекоммуникационных компаний.

Путин продолжил эти инвестиции в слежку после своего возвращения на пост президента в 2012 году, и к 2022 году она начала приносить результаты.

После вторжения в Украину Кремль заручился поддержкой не только госструктур, но и частных телекоммуникационных компаний, фактически превратив их в орудие служб безопасности.

Решимость Кремля искоренить инакомыслие во время войны ускорила этот процесс. Но в стране, которая в течение многих лет демонстрировала все более авторитарные тенденции, такое развитие событий кажется неизбежным, с вторжением в Украину или без него.

Материал впервые был опубликован на сайте Center for European Policy Analysis.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку