Премьер-министры Финляндии и Польши Санна Марин и Матеуш Моравецкий собираются потребовать у Еврокомиссии найти законный способ передать Украине замороженные в ЕС активы России и ее олигархов.
Лидеры двух стран пообещали поднять этот вопрос с коллегами по ЕС и настаивать на том, чтобы средства были направлены на восстановление Украины после войны.
«Мы полностью поддерживаем Украину в ее войне с Россией. Мы – с вами. Вы защищаете свою страну, но также и европейские ценности», – заявила Санна Марин в видеообращении к украинцам, которое они записали с Моравецким во время его визита в Хельсинки.
«Вы сражаетесь за свою свободу, за свой суверенитет, но мы очень хорошо понимаем, что вы также сражаетесь и за европейские ценности, за безопасность Европы, за будущее Европы. И поэтому мы всегда будем поддерживать вас. И это не одни слова – будут еще и дела, и факты», – сказал премьер Польши.
Всего в ЕС заморожены российские активы на сумму 68 млрд евро, писало Politico со ссылкой на документ Еврокомиссии для служебного пользования. Из этой суммы 50 млрд евро приходится на Бельгию, 5,5 млрд – на Люксембург, а остальное – на Германию, Ирландию, Австрию и Францию. Большой объем средств, застрявших в Бельгии, связан с тем, что в стране работает Euroclear, которая занимается расчетами по международным сделкам с ценными бумагами, их хранением и обслуживанием. В Люксембурге, в свою очередь, находится крупная клиринговая палата Clearstream.
При этом Еврокомиссия точно не знает, на какую сумму заморожены валютные резервы России. Приблизительно эта сумма может составить 33,8 млрд евро. «Сейчас проводится оценка этой суммы, так что ее не нужно цитировать», – говорится в документе.
По оценке министра финансов РФ Антона Силуанова, Россия лишилась доступа к валютным резервам на сумму 300 млрд долларов из-за санкций США, ЕС, Великобритании, Японии и других стран за начало войны в Украине.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен обещала, что ЕС не остановится на заморозке резервов России, но найдет «законный» способ их конфисковать. «Безусловно, наша цель не столько заморозить, сколько конфисковать активы, это наша задача. Однако это не так просто с юридической точки зрения. Мы защищаем верховенство закона, но это значит, что мы должны следовать верховенству закона, поэтому нам предстоит большая работа, чтобы создать безупречные законные основания [для конфискации активов]», – сказала фон дер Ляйен.