Правительству предложили компенсировать потерю 16 тысяч вагонов из-за войны в Украине и выплатить их владельцам 32 млрд рублей, пишут «Ведомости» со ссылкой на источник в одной из операторских компаний и двух владельцев подвижного состава.
Официальное предложение о выплате компенсаций поступило Минтрансу от Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). Организация утверждает, что с начала войны около 16 тысяч российских вагонов застряли в Финляндии и Украине. Это чуть больше 1% от общего парка грузовых вагонов России, который насчитывает 1,2 млн единиц.
Операторы решили просить компенсации у государства после того, как власти возместили потери собственникам грузовиков, которые были арестованы в Украине. В общей сложности правительство перевело автомобильным перевозчикам 1,64 млрд рублей. При этом международные грузоперевозчики потеряли в Украине всего 139 грузовиков и 128 полуприцепов.
Предъявленная железнодорожными операторами сумма рассчитана исходя из стоимости одного вагона (2 млн рублей), отметил зампред Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин. При этом, по его словам, новый вагон стоит около 4 млн рублей, а бывший в употреблении — от 1 млн до 2 млн.
Украинская железная дорога («Укрзализныця») задержала грузовые вагоны из России на территории страны после того, как президент Владимир Зеленский в марте этого года подписал закон о принудительном изъятии собственности РФ и ее резидентов без компенсаций.
Изъятые в Украине вагоны принадлежали в основном крупным операторам и лизинговым компаниям, в том числе Государственной транспортной лизинговой компании, «Новотрансу», «Евросибу», Новой перевозочной компании и «Балттранссервису».
Финляндия арестовала около тысячи российских вагонов, которые принадлежали компаниям, попавшим под санкции ЕС. В июне судебные приставы конфисковали их.
Вероятность того, что операторы получат компенсацию за вагоны, невысокая, считает независимый промышленный эксперт Максим Шапошников. По его словам, дефицита вагонов в России сейчас нет, а в бюджете не заложены деньги на компенсации. Часть компенсаций может быть выделена в виде льгот и скидок, полагает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.
«Скорее всего, нас ждут длительные дискуссии между властями и транспортными компаниями, но достичь компромисса будет непросто», — заключил Баранов.