Элитная недвижимость россиян, попавших в британский санкционный список в связи с развязанной Владимиром Путиным войной в Украине, может находиться под арестом еще долгие годы. И, вполне вероятно, терять в стоимости, потому что получить разрешение властей даже на элементарное обслуживание исключительно сложно.
Именно так происходит со зданиями, принадлежащими организациям и лицам, связанным с бывшим ливийским лидером Муаммаром Каддафи, против которых были введены санкции в 2011 г., пишет агентство Bloomberg, которое проанализировало ситуацию с ливийскими и российскими объектами недвижимости в Великобритании.
Россиянам, надеющимся на снятие ареста с их недвижимости в обозримом будущем, стоит посмотреть на предыдущие волны санкций, вводившихся после таких событий, как «Арабская весна». Вывод, который можно сделать, — «это будет продолжаться долго», говорит Джереми Грей, управляющий партнер James Andrew International, который присматривает за несколькими «замороженными» зданиями в Лондоне, принадлежащими Инвестиционному управлению Ливии:
Света в конце тоннеля нет. Когда я разговаривал с правительством о санкциях еще в 2011 г., они сказали, что большинство активов, которые они заморозили, уже никогда не размораживаются.
По оценке Грея, стоимость лондонских зданий в портфеле ливийского суверенного инвестфонда снизилась за прошедшее десятилетие более чем на 200 млн фунтов ($240 млн).
Арестом активов и рассмотрением заявлений фигурантов санкционных списков занимается Офис по реализации финансовых санкций (OFSI) — подразделение Министерства финансов, которое оказалось завалено работой после начала войны в Украине. OFSI не ведет собственного реестра замороженных активов, так как их выявление и учет не входят в его обязанности, сообщать о них должны бухгалтеры, юристы и нотариусы, работающие на попавших под санкции лиц, заявили в OFSI в ответ на запрос Bloomberg. Поэтому ведомство не владеет всей информацией, делает вывод агентство.
Чтобы посчитать стоимость арестованной недвижимости, связанной с попавшими под санкции россиянами, Bloomberg проанализировало содержащиеся в реестрах данные о недвижимости и собственности компаний, интервью и расследования, проведенные СМИ и некоммерческими организациями. Для оценки стоимости агентство прибегло к помощи брокеров и сайтов по недвижимости.
Британские власти в последнее время ужесточают требования к раскрытию информации. В частности, создан реестр зарубежных владельцев объектов недвижимости, которая зачастую покупалась через никому не известные офшорные фирмы, финансовые и юридические компании должны более требовательно подходить к исполнению нормы «знай своего клиента».
В результате число арестованных объектов недвижимости, скорее всего, вырастет. Некоторые владельцы британских домов и особняков пытаются добиться возможности тратить средства на их содержание или даже вовсе оспорить санкции в суде. Рассчитывать на последнее вряд ли стоит, полагает Майкл О’Кейн, эксперт по санкциям и партнер юридической фирмы Peters & Peters. «Конкретные случаи различаются, но если вы ведущий бизнесмен в секторе, который обеспечивает значительные доходы для российского правительства, шансы быть исключенным из санкционного списка Великобритании крайне призрачны», — сказал он.
Редкий пример размораживания арестованных активов — портфель апартаментов стоимостью 50 млн фунтов ($60 млн) около стадиона футбольного клуба «Челси» (на юго-западе, см. карту ниже). По словам людей, знакомых с ситуацией, апартаменты принадлежали холдинговой компании Романа Абрамовича, и OFSI разрешил продать их вместе с клубом.
Недвижимость в центральном Лондоне, принадлежащая попавшим под санкции людям и компаниям
Объекты связаны с: Инвестиционным управлением Ливии (желтые), Россией (красные), прочими (серые)
Примечание: Близкие друг к другу объекты объединены в один кружок.
Источник: Land Registry, Companies House, Bloomberg