Парламенты стран Европы один за другим и вместе с ними сам Европейский парламент принимают решения о признании России государством – спонсором терроризма. Но США до сих пор отказывались это делать, и эксперты призывали Белый дом сохранять выдержку.
Однако некоторые подвижки в этом вопросе в президентской администрации США, видимо, происходят. Ведущий CNN Джейк Тэппер задал в интервью госсекретарю Энтони Блинкену такой вопрос: «Россия в открытую терроризирует украинский народ ударами не просто по гражданскому населению, но по гражданской инфраструктуре. Многие в Конгрессе, включая спикера [Палаты представителей Нэнси] Пелоси, призывают администрацию Байдена признать Россию государством – спонсором терроризма. Я знаю, Белый дом заявляет, что такой шаг может иметь непредвиденные последствия, такие как задержки с экспортом продовольствия, но, честно говоря, правительство Украины не согласно с этим объяснением. <…> Почему вы не признаете Россию государством – спонсором терроризма?»
Блинкен ответил:
Мы прямо сейчас работаем с Конгрессом над законопроектом, который позволит нам обойти некоторые сложности, связанные с признанием государства спонсором терроризма, которое, как вы сказали, имеет некоторые непредвиденные последствия.
Попытавшись стереть Украину с карты, захватить ее земли, подчинить ее России, Путин потерпел поражение, добавил Блинкен. Теперь он старается использовать зиму в качестве оружия, лишив украинцев света и тепла: «Это воистину варварство». В ответ США усиливают поддержку Украины, поставки средств ПВО и электрооборудования, а беспрецедентные санкции, введенные в сотрудничестве с союзниками, постепенно подтачивают российскую экономику, заявил госсекретарь.
Все дело в законе
Но что это за сложности, которые мешают Вашингтону официально признать Россию спонсором терроризма, в то время как европейские союзники уже это сделали?
Такое признание – «не символический акт наказания страны, которая плохо себя ведет», указывает Ингрид Бранк Верт, руководитель кафедры международного права в Школе права Вандербильда и главный редактор American Journal of International Law. В США есть закон о государствах – спонсорах терроризма, предусматривающий конкретные меры в отношении попавшей в черный список страны. А в Евросоюзе и входящих в него странах таких законов нет, поэтому резолюции, принятые парламентами стран Балтии, Польши, Чехии, Нидерландов и др., – не обязывающие, то есть не имеющие юридических последствий.
В решении Европарламента указывается: «Поскольку ЕС сейчас не может официально признавать государства спонсорами терроризма, парламент призывает ЕС и его членов создать необходимую правовую основу и рассмотреть вопрос о включении России в такой список».
В американском списке государств – спонсоров терроризма сейчас четыре страны: Куба, Иран, Сирия и КНДР. Добавление в него страны имеет два основных последствия:
- возможность американцев (граждан, военных, госслужащих) подавать иски к ней, так как снимается иммунитет суверенного государства;
- радикально расширяются санкции, фактически превращающие страну в международного изгоя.
И в случае с Россией это плохой вариант, уверена Верт:
Некоторые последствия будут отрицательными для Украины и интересов США. Они могут даже помочь России.
Непредсказуемые последствия
Поскольку подавать иски и претендовать на замороженные активы могут только американцы, их победа в суде лишит Украину и украинцев – жертв военных преступлений части будущих выплат, которые они в будущем могли бы получить в виде компенсации, указывает Верт. Тем более признать Россию спонсором терроризма предлагается в том числе на основании ее прошлых действий в Чечне, Грузии, Сирии, а также, например, Ливии и Судане, где действовала ЧВК «Вагнер» (то есть круг потенциальных истцов расширяется).
Кроме того, судебные претензии на замороженные российские активы лишат США такого козыря на будущих переговорах о мирном урегулировании, как их частичная разморозка или использование в качестве репараций Украине, добавляют эксперты International Crisis Group (ICG). Признание России спонсором терроризма будет исключительно контрпродуктивным шагом, сократив возможности для дипломатии в целом, считают в ICG: если сделать это сейчас, Путину будет нечего терять, а в будущем это может стать инструментом давления. Кроме того, «синхронизировать поэтапную отмену санкций с условиями будущей договоренности о заключении мира уже будет крайне проблематично, а признание спонсором терроризма добавит значительное препятствие», отмечает ICG.
Путину нечего будет терять и в других аспектах, таких, например, как договоренность о вывозе зерна из украинских черноморских портов. Кроме того, из-за новых «антитеррористических» санкций любые контакты с Россией могут стать неприемлемы для многих стран и компаний: «шок для и без того хрупкой мировой экономики может быть очень сильным», учитывая размер экономики российской, указывает ICG. Хотя многие иностранные компании покинули Россию, некоторые продолжают работать, например, французские Auchan и TotalEnergies: первая заявляет, что доставляет людям еду, а вторая – что помогает обеспечить энергетическую безопасность Европы, снабжая ее СПГ (через партнерство с «Новатэком»).
А партнеры России по Евразийскому экономическому союзу (Армения Беларусь, Казахстан и Киргизия) уже обеспокоены тем, что ее признание спонсором терроризма приведет к развалу этого объединения, добавляет ICG. Дестабилизация может затронуть страны Средней Азии, Кавказа, Турцию и даже некоторых членов ЕС, считают эксперты группы.
Верт резюмирует:
Если Конгресс хочет наложить дополнительные санкции на Россию, делать это следует с помощью законодательства, приспособленного для этой цели, а не путем всеобъемлющего «признания государством – спонсором терроризма», которое может иметь непредсказуемые последствия.