В администрации президента разработали три варианта ответа на введение потолка цен на российскую нефть, но ни один из них так и не смогли утвердить, пишут «Ведомости» со ссылкой на два близких к правительству источника.
Результатов не дало и совещание президента РФ Владимира Путина с представителями нефтяных компаний, которое прошло накануне, 6 декабря. По словам источиков, поиск альтернативных решений продолжится.
В первом варианте Кремль и правительство предложили полностью запретить продажу нефти государствам, которые поддержали потолок цен. При этом ограничение должно распространяться в том числе и на продажу сырья нейтральным странам, если выяснится, что закупка производится в интересах одного из государств G7.
Второй вариант предполагает запрет на экспорт по контрактам, которые будут включать в себя потолок цен, независимо от того, какая страна выступает получателем сырья. Третий — установление максимально допустимого дисконта российской нефти Urals к эталонному сорту Brent, а также запрет на продажу ниже дисконта.
Наименее вероятным сценарием источники называют фиксацию дисконта. При этом Путин и чиновники правительства неоднократно заявляли, что Россия не будет поставлять нефть покупателям, которые присоединились к потолку цен.
Вице-премьер Александр Новак, курирующий энергетический сектор, накануне пообещал, что ответ России на ценовой потолок будет принят до конца года. Он предупредил, что решение США и ЕС приведет лишь к росту цен на нефть. Однако на фоне заявлений Новака стоимость эталонного сорта Brent впервые с января 2022 года упала ниже 80 долларов за баррель.
При этом российский сорт Urals торговался чуть выше 60 долларов — потолка, который для него установили страны Запада с 5 декабря. Но из-за нефтяного эмбарго возить нефть контрабандой для России стало намного дороже — стоимость транспортировки одного барреля выросла до 20 долларов. Согласно подсчету Reuters, нефтяные компании России сейчас получают не больше 40–45 долларов за баррель.
Полная стоимость добычи в России, включая налоги и издержки компаний, составляет около 50 долларов, оценивают аналитики «Локо-Инвест». Это означает, что российская нефтяная промышленность находится на грани рентабельности и уже теряет до 10 долларов за баррель.