В России наблюдается бум продаж слабоалкогольных напитков: за 11 месяцев 2022 года они выросли на 53%, до 13,6 млн декалитров.
Это больше, чем продажи ликерных вин (655,2 тыс. дал), плодовых вин (9,3 млн дал), коньяка (11,1 млн дал) и ликероводочных изделий (10,2 млн дал), следует из данных Росалкогольрегулирования.
При этом продажи слабоалкогольных напитков почти сопоставимы с показателем по шампанскому и игристым винам (14,9 млн дал). Вне конкуренции остаются продажи водки (рост на 6%, до 68,8 млн дал) и виноградных вин (рост на 0,6%, до 48,2 млн дал).
Однако по темпам роста продаж слабоалкогольная продукция уступила только ликерным винам, реализация которых выросла в 2,5 раза. Всего в январе–ноябре 2022 года в России было продано 101,2 млн дал алкогольной продукции (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи). Это на 3,4% больше, чем годом ранее.
Согласно подсчетам NielsenIQ, в 2021 году рост продаж слабоалкогольных напитков в России составлял 24,3% в натуральном выражении и 26,1% в денежном. Всего было продано 15,1 млн дал, что оказалось на 58% больше, чем в 2020 году и почти в два раза больше, чем в 2019-м, следует из данных Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА).
Растущая популярность коктейлей в России обусловлена тем, что производители выводят на рынок все больше новинок, говорил в феврале этого года представитель NielsenIQ Павел Фунтиков. В ЦИФРРА считают, что спрос на слабоалкогольную продукцию растет из-за реформы виноделия, которая привела к резкому повышению акцизов на винные напитки.
Минфин тем временем продолжает повышать минимальные розничные цены на алкогольную продукцию. Одно из последних предложений ведомства — установить минимальную цену на тихие вина в размере 239 руб.
Также в сентябре Минфин предложил с 2023 года поднять цены на алкоголь крепостью более 28%. Так, с 1 января минимальная цена на водку вырастет на 7,7%, до 281 руб. за бутылку объемом 0,5 л, на бренди — на 7,8%, до 375 руб., на коньяк — на 7,7%, до 517 руб.