Летний всплеск популярности VPN-сервисов в России закончился: доля пользователей откатилась к уровню марта–апреля. Об этом в Госдуме рассказал глава Минцифры Максут Шадаев, слова которого приводит «Интерфакс».
«Позитивная, на самом деле, новость, что, анализируя трафик мобильных операторов, мы видим, что доля VPN-ов в какой-то момент начала расти, но сейчас вернулась на мартовский-апрельский уровень. То есть, в общем, VPN-ы в стране у нас пока не приживаются: доля трафика VPN в какой-то момент увеличилась летом, а сейчас вернулась на весенние показатели», — сказал министр.
Шадаев напомнил, что в России работает система блокировки ресурсов, которые «нарушают российское законодательство». Значительная часть трафика уже проходит через нее, а решения, которые были приняты в отношении нескольких соцсетей, «выполняются».
Впервые российские власти заблокировали несколько VPN-сервисов в июне 2021 года — к этому времени операторы установили необходимое программное обеспечение в рамках закона о «суверенном интернете». С начала войны в Украине, когда доступ ограничили к ряду соцсетей и сайтов СМИ, спрос на эти сервисы вырос в несколько раз.
В марте–июле Россия занимала второе место в мире по скачиванию VPN-приложений. По данным Google Trends, пик популярности запросов со словом VPN в России был достигнут 13–19 марта. Затем он снижался с небольшими всплесками 29 мая — 4 июня и 17–23 июля. В октябре TelecomDaily посчитало, что VPN использует каждый четвертый житель России. Из них более 90% используют бесплатные сервисы, платные в основном применяют юрлица.
«Средства обхода блокировок противоправного контента признаются угрозой. Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования принимает меры по ограничению работы на территории России VPN-сервисов, нарушающих российское законодательство», — отреагировали на популярность средств для обхода блокировок в Роскомнадзоре, пообещав блокировать нарушающие правила сервисы.
В ноябре Минцифры потребовало от госкомпаний и крупных банков отчитаться об использовании VPN-сервисов. Министерству необходимо «в возможно короткие сроки» узнать, какие сервисы они используют или планируют использовать, зачем и где они собираются это делать.