Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Российские миллиардеры массово пытаются избавиться от бизнес-джетов из-за угрозы конфискакции в ЕС

Gulfstream G650
Gulfstream G650 Bene Riobo (CC BY-SA 4.0)

Санкции Запада и поправки к законодательству Евросоюза, допускающие конфискацию активов попавших под санкции российских граждан, вызвали переполох среди состоятельных россиян и госструктур.

Бизнесмены, в том числе миллиардеры из списка Forbes, а также госбанки и госкорпорации массово пытаются избавиться от своих бизнес-джетов, рассказали The Moscow Times брокеры на рынке бизнес-авиации.

По их словам, на продажу выставлены десятки самолетов, большое количество попало на рынок в последние месяцы.

Сейчас в продаже три самолета бизнесменов, которые попали в украинский санкционный список: Gulfstream 650 (9H-SSK)  владельца группы «Ташир» Самвела Карапетяна, Gulfstream G550 (VP-CRO) основателя группы Crocus Араса Агаларова, купленный в 2011 году за $44 млн. Также в продаже появлялся знаменитый Boeing 737 (VB-BRT) владельца банка и алкогольного бренда «Русский Стандарт» Рустама Тарико. Этот Boeing был прозван Vodka Jet из-за раскраски и бизнеса владельца. Самолет продавался на сайте брокера Global Jet и был доступен у других брокеров по запросу. О текущих договоренностях с покупателями пока ничего не известно. «Продажи идут очень тяжело», — говорит один из брокеров. 

Есть и удачные сделки: продал свой самолет Airbus A319-100 ACJ владелец футбольного клуба «Монако» Дмитрий Рыболовлев. Самолет дважды был перерегистрирован на разные компании и в конечном итоге стал принадлежать сингапурской Asian Corporate Aviation Management. В марте 2019 года журнал Forbes включил A319CJ в десятку самых дорогих самолетов, оценив его стоимость в $60 млн. 

Купить новый самолет россиянам стало трудно из-за санкций: производители их не продают. Например, несмотря на гражданство Кипра, Дмитрий Рыболовлев получил отказ при попытке купить самолет у канадской Bombardier, сообщил один из авиброкеров. С похожей проблемой столкнулся и Агаларов. Источник указывает, что он планировал обновить свой авиапарк, но эти планы пришлось отложить.

Вал запросов на продажу бизнес-джетов российских владельцев возник в ноябре–декабре, говорят источники The Moscow Times. Ставшие символом роскошной жизни самолеты хлынули на рынок после того, как ЕС начал готовить юридическую базу для конфискации замороженных активов попавших под санкции лиц.

В конце ноября Совет ЕС внес изменения в законодательство, согласно которым нарушение санкций становится уголовным преступлением. В рамках седьмого пакета санкций еще в июле Евросоюз обязал российских олигархов, чиновников, силовиков и компании, попавшие под ограничения, самостоятельно раскрывать собственность на территории европейских стран. Теперь уклонение от этого требования даст возможность открывать судебные разбирательства, по итогам которых имущество может быть конфисковано.

По данным Еврокомиссии, за девять месяцев войны в Украине ЕС заморозил российских активов на общую сумму 68 млрд евро. Из этой суммы 50 млрд евро приходятся на Бельгию, 5,5 млрд — на Люксембург, а остальное — на Германию, Ирландию, Австрию и Францию.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку