Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россия заполучила китайские супертанкеры для вывоза нефти в Азию

НЬЮ-ДЕЛИ/СИНГАПУР, 13 янв (Рейтер) — По меньшей мере четыре супертанкера китайских компаний были задействованы для вывоза российской нефти в Китай в декабре 2022 — январе 2023 года, после того как введенный странами G7 запрет на оказание судовых и страховых услуг ограничил возможности России поставлять нефть в Азию, сообщили источники Рейтер и показали данные системы слежения за судами.

Китай, крупнейший в мире импортер нефти, продолжает покупать российское сырьё, несмотря на ужесточение западных санкций, которые Пекин назвал незаконными и односторонними. Китайские НПЗ в течение многих лет перерабатывали нефть из других стран, находящихся под санкциями Запада, таких как Иран и Венесуэла.

Российские министерства энергетики и транспорта отказались от комментариев. Министерство иностранных дел Китая не ответило на запрос Рейтер.

Потеряв европейский рынок нефти из-за санкций, Россия смогла переориентировать экспорт на покупателей на востоке, в первую очередь в Китае и Индии. Последняя стала основным покупателем Urals в последние месяцы, а российский сорт — преобладающим импортным ресурсом сырья в стране.

Министр нефти Индии Хардип Сингх Пури заявил в четверг на брифинге для прессы, что Индия будет покупать нефть везде, где она сможет обеспечить самую низкую цену.

Источники в отрасли сообщают, что индийские НПЗ покупают нефть Urals с поставкой в порты страны со скидкой в $15-$20 за баррель к североморскому эталону.

ПОБЕГ НА ВОСТОК

В декабре и январе Россия отгружает из портов на западе страны нефть Urals для последующей перевалки на четыре супертанкера с поставкой в Китай и один — в Индию, согласно данным трех источников в торговых кругах и информации в терминале Eikon.

Супертанкеры Lauren II, Monica S, Catalina 7 и Natalina 7 поставят нефть в Китай, а VLCC Sao Paulo — в Индию.

Согласно данным Eikon и общедоступным морским базам данных, Lauren II управляется китайской Greetee Co Ltd и принадлежит китайской Maisie Ltd, Catalina 7 принадлежит гонконгской Canes Venatici Ltd, а Natalina 7 принадлежит гонконгской Astrid Menks Ltd, причем оба управляются китайской Runne Co Ltd, а Monica S принадлежит китайской Gabrielle Ltd и управляется Derecttor Co Ltd.

Sao Paulo принадлежит и управляется кипрской Rotimo Holdings Ltd.

Рейтер не удалось связаться ни с одной из вышеуказанных компаний для получения комментариев из-за отсутствия общедоступной информации о них.

«В условиях, когда цены на Urals значительно ниже ценового потолка, покупка и трейдинг сортом Urals по существу являются законными», — сказал руководитель одной из китайских компаний, участвующей в морских перевозках сорта, имея в виду введенный G7 ценовой потолок для российской нефти.

Он считает, что в 2023 году для перевозки российской нефти могут быть задействованы в общей сложности до 18 китайских VLCC и еще 16 меньших танкеров — класса Aframax, что позволит перевезти в течение года 15 миллионов тонн сырья — около 10% от общего объема экспорта Urals.

Urals грузится в портах РФ на танкеры Aframax (дедвейтом 70.000-100.000 тонн) и Suezmax (120.000-150.000 тонн). Танкеры VLCC могут перевозить 260.000-300.000 тонн нефти, но полностью загрузить их в российских портах на Балтике или на Чёрном море невозможно из-за навигационных ограничений в датских проливах и Босфоре.

В 2022 году Азия превратилась в основной рынок сбыта для морских партий Urals на фоне введения эмбарго ЕС на импорт российской нефти, ценового потолка и других западных санкций.

Использование более крупных судов на длинных маршрутах на восток не только помогает сэкономить на фрахте, но и снижает дефицит судов ледового класса: ни у России, ни у Китая нет большого флота судов ледового класса, необходимого для вывоза нефти на Балтике в зимний сезон.

«Это чрезвычайно дорого и не имеет смысла — использовать танкеры ледового класса на длинных маршрутах», — сказал трейдер на европейском нефтяном рынке.

Поставки Urals в Азию танкерами VLCC помогут российским производителям снизить издержки на фрахт, однако число доступных рейдовых перевалок ограничено, а стоимость перевалки нефти «борт-борт» (STS) высокая, сообщили два трейдера.

После вступления в силу санкций ЕС почти единственная опция погрузки крупных судов — проводить STS-перевалку в международных водах, отметили собеседники Рейтер. Ранее Urals на такие танкеры грузили в крупных нефтяных хабах, например в Роттердаме.

Согласно данным Eikon и трейдеров, VLCC Sao Paulo принял на борт около 200.000 тонн нефти Urals рядом с Сеутой в конце декабря и уже прошел Суэцкий канал по пути в Индию, а на другой VLCC — Lauren II — было погружено там же в начале января около 300.000 тонн Urals для поставки в Китай.

Еще один трейдер сообщил, что покупатели в Индии, возможно, не будут рады поставкам Urals в страну на танкерах VLCC, так как не все порты страны способны принимать такие суда.

Весной 2022 года азиатские покупатели нашли новые гавани для перевалки нефти Urals по схеме STS на супертанкеры, после того как датский порт Скаген, в прошлом крупнейший рейдовый терминал для отгрузки сорта, закрылся для судов с российским сырьём из-за протестов и санкционных рисков.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку