Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

РФ увеличила поставки нефти из балтийских портов покупателям в Азии

МОСКВА, 17 янв (Рейтер) - Россия 1-15 января резко нарастила поставки нефти Urals из портов на Балтике потребителям в Азии, а введенное 5 декабря эмбарго ЕС на морской импорт сорта лишь ускорило разворот экспорта на восток, показали данные трейдеров и Refinitiv Eikon.

Экспорт и транзит нефти из Приморска и Усть-Луги в первой половине января выросли до 3,4 миллиона тонн с 2,5 миллиона тонн 1-15 декабря. При этом поставки российских ресурсов на 35% до 3,1 миллиона с 2,3 миллиона тонн 1-15 декабря, по данным источников Рейтер.

Рост экспорта сорта из этих портов в Азию 1-15 января составит около 27% к соответствующему периоду декабря - до 2,8 миллиона тонн с 2,2 миллиона тонн, по оценке Рейтер.

По данным участников рынка, основными странами, которые продолжают закупки Urals в январе, как и в декабре, останутся Индия и Китай, а появление новых логистических схем с использование перевалки по схеме «борт-борт» (STS), в том числе на супертанкеры (VLCC), и рост спроса на сорт обещают улучшение экономики нефтеэкспорта.

«В январе даже немного скучная структура: никаких резких изменений с точки зрения направлений поставки. Мы ждем, когда проснется Китай, а партии с погрузкой в портах РФ в январе-феврале могут прибыть туда как раз вовремя - к моменту оживления спроса», - сказал собеседник Рейтер в крупной западной компании.

По данным источников в торговых кругах, по меньшей мере четыре супертанкера китайских компаний были задействованы для вывоза нефти Urals в Китай в декабре 2022 - январе 2023 года, а еще один VLCC везет сорт в Индию.

ЧЕЛНОЧНЫЙ БИЗНЕС

Использование супертанкеров и рейдовых перевалок позволяет России решать две основные задачи: восполнить дефицит тоннажа ледового класса на Балтике, возникший из-за введенного странами G7 запрета на оказание услуг западными судовладельцами, и снизить затраты на транспортировку сорта в Азию.

В рамках челночной схемы суда ледового класса грузят 100-тысячные партии Urals на Балтике для перевалки на другие суда «борт-борт» в международных водах и тут же возвращаются под налив сырья в российский порт.

По оценкам трейдеров, в последнее время стоимость транспортировки Urals из портов на Балтике в Индию и Китай танкерами Aframax (дедвейтом 70.000-100.000 тонн) составляла в среднем около $20 за баррель - около четверти выручки от продажи сорта, приведенной к порту выгрузки.

Привлечение VLCC (дедвейт 200.000-300.000 тонн) для поставок нефти в Индию и Китай позволит резко снизить эту статью затрат, отмечают трейдеры.

«Сейчас ставки фрахта для VLCC почти такие же, как для Аframax, а полезный объем - кратно выше, что позволяет существенно экономить», - сказал один трейдер.

Поставки Urals в Индию без перевалки на VLCC 1-15 января составят не менее 1,5 миллиона тонн против 1,7 миллиона тонн, отгруженных за аналогичный период декабря, а прямые поставки в Китай, которые не отслеживались 1-15 декабря, ожидаются в объеме 0,2 миллиона тонн.

Еще 0,5 миллиона тонн Urals из балтийских портов с отгрузкой 1-15 января плывет в сторону Суэцкого канала для нужд потребителей в Азии, но установить страну назначения пока не удалось.

Объем поставок нефти на STS-перевалки для дальнейшей поставки в Азию 1-15 января вырос до 0,6 миллиона тонн с 0,5 миллиона тонн за соответствующий период декабря.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку