Компаниям из «недружественных» стран необходимо запретить собирать данные о российской экономике в ответ на введенные против России санкции, заявил зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин.
«Считаю, что следует нам рассмотреть вопрос о регламентировании, а лучше даже — об ограничении зарубежным компаниям из недружественных стран доступа к сбору данных об экономике нашей страны, о жителях нашей страны», — сказал депутат (цитата по «Интерфаксу»).
По его словам, в этом плане российские власти не «придумают велосипед», а введут «зеркальные, ответные меры» на санкции ЕС. В девятом пакете европейских ограничений есть запрет на оказание россиянам услуг по рекламе, исследованиям рынка и опросам общественного мнения, напомнил Горелкин.
Депутат пожаловался, что теперь Россия не может получить «маркетинговую информацию о европейцах». При этом власти не контролируют объем собираемых данных на российском рынке, потому что большинство компаний, занимающихся этим, «напрямую или косвенно принадлежат американскому или европейскому капиталу».
Названия компаний депутат не привел, но обвинил их в том, что они «практически открыто выполняют задачи по сбору самой разнообразной внутренней статистики, метаданных, которые потом превращаются в аналитические отчеты для зарубежных правительств о состоянии социально-значимых российских рынков, социально-политической информации».
Горелкин предупредил, что подобная «беспечность» российских властей кажется ему «опасной». При этом депутат ошибочно трактовал санкции ЕС от 16 декабря 2022 года — в связи с войной в Украине они запрещают европейским компаниям «предоставлять в России услуги в области рекламы, исследования рынка, опросов общественного мнения, тестирования продукции, технических инспекций в РФ». Таким образом, уже действует самозапрет.
Российские власти под предлогом санкций засекретили большую часть экономической статистики. После начала войны и введения первых санкций Банк России закрыл данные по банковской системе, ФТС — по внешней торговле, Минфин — по исполнению федерального бюджета. Также были засекречены данные о золотовалютных резервах России, добыче и экспорте нефти, экспорте и импорте продукции двойного назначения. Перестали власти раскрывать и данные об энергопотреблении.
Кроме того, Минфин разрешил засекретить сведения о владельцах, директорах и активах более 10 тыс. юридических лиц, которые уже попали или могут попасть под санкции. Депутаты и члены Совета Федерации разрешили сами себе не публиковать декларации о доходах. Их примеру решили последовать чиновники Кремля и правительства.