В 60 городах России появились импровизированные мемориалы с цветами, игрушками и записками в память о погибших во время российских обстрелов украинцах. Часто они появляются возле памятников Тарасу Шевченко или Лесе Украинке или у памятников жертвам репрессий советской эпохи.
«Это акция против войны и обстрелов в Днепре, а не просто траур, — сказала The Moscow Times жительница Новосибирска, которая приносит цветы к одному из таких мемориалов. — Я не могу молчать».
Снимки разрушенных после обстрела 14 января домов в Днепре привели к первым общенациональным антивоенным акциям после сентябрьских протестов против мобилизации. Они получили название «цветочные протесты». «Я решил возложить цветы к мемориалу, чтобы показать, что многие россияне сочувствуют украинцам», — сказал в другом анонимном интервью житель Ханты-Мансийского автономного округа.
Так, в Казани местные жители возложили к памятнику жертвам политических репрессий цветы, фотографии разрушенного многоквартирного дома в Днепре и табличку с надписью «Казань скорбит». В Краснодаре мемориал состоял из желтых роз с синими лентами, в Пскове люди зажгли свечи у памятника, посвященного матерям и детям.
Многие из участников «цветочных протестов» рассказали The Moscow Times, что память о жертвах Днепра помогла им почувствовать себя частью более широкого антивоенного движения. «Это не для мертвых, это для живых, — сказал Захар, молодой человек, который недавно возложил цветы к одному из мемориалов в Санкт-Петербурге. — Нам нужно знать, что мы не одиноки».
Аналогичные чувства высказала женщина из Пскова: «Я чувствую невероятный стыд за свою страну и невозможность чем-либо помочь, кроме таких маленьких жестов. Но люди в моем городе, которые против войны, должны понимать, что нас много».
Российские «цветочные протесты» пока не начали массово подавлять, но известно о задержании не менее семи человек. В некоторых городах полицейские патрулировали импровизированные мемориалы, а как минимум три из семи петербургских мемориалов убрали муниципальные работники.
«Импровизированные мемориалы появляются, когда люди чувствуют какую-то несправедливость, — сказала The Moscow Times антрополог Александра Архипова. — Это признак недовольства властями, попытка сказать: „Я не только выражаю свое горе, но и протестую против того, кто вызвал это горе“».