Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Китай не стал альтернативным маршрутом для нефти Казахстана из-за наплыва российского сырья в 22г

МОСКВА, 8 фев (Рейтер) - Экспорт казахстанской нефти в Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу вырос в 2022 году на 30% в годовом выражении до 1,261 миллиона тонн, но не стал значимой альтернативой транзиту сырья через Россию, по данным Refinitiv и источников в отрасли.

Эффективность поставок нефти в Китай оставалась высокой, но объемы экспорта сдерживались ростом закупок более дешевого российского сырья по другим маршрутам, а также снижением энергопотребления на фоне пандемии, сообщили отраслевые источники.

Нефтепровод Атасу-Алашанькоу мощностью 20 миллионов тонн нефти в год рассматривался Минэнерго Казахстана как одно из направлений для диверсификации экспорта из-за более высокой цены и отсутствия санкционных рисков транзита через РФ. Но объемы поставок ограничены спросом со стороны одного покупателя, говорил министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков в интервью Рейтер в мае прошлого года.

Экспортный маршрут в Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу после введения антироссийских санкций стал одним из самых привлекательных благодаря фиксированной скидке $5,33 доллара за баррель от североморского эталона Brent на базисе DAP Алашанькоу.

Коэффициент баррелизации казахстанской нефти на базисе Алашанькоу составлял в среднем 7,28-7,34, по данным участников рынка.

«Экспорт в Китай очень выгоден, скидка намного меньше, чем при поставках (транзитом через РФ) по Атырау-Самара и на внутренний рынок», - сказал источник в нефтекомпании.

Тем не менее, в этом году Казахстан планирует снизить экспорт нефти в Китай до 1 миллиона тонн, по информации Минэнерго.

«Покупатель объемы не увеличивает, им больше не надо. Говорят, потребление снизилось из-за Covid», - сообщил источник.

Акционеры крупных каспийских месторождений в Казахстане, среди которых Chevron, Exxon Mobil, Shell и Eni, предпочли экспорт в западном направлении через порты РФ, несмотря на ремонты основного экспортного маршрута - Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Исключением стала поставка в апреле 2022 года около 40.000 тонн нефти в Китай с месторождения Кашаган, где одним из акционеров является китайская CNPC.

Нефть в Китай транзитом через Казахстан по маршруту Прииртышск-Атасу-Алашанькоу поставляет Роснефть. Казахстан использует часть транзитной нефти для загрузки Павлодарского НХЗ по схеме замещения, направляя такой же объем казахстанского сырья в Китай.

В Китае основные объемы нефти по Атасу-Алашанькоу поставляются на нефтехимический завод в Душаньцзы компании PetroChina.

Россия согласовала с Казахстаном продление на 10 лет до 1 января 2034 года соглашения о транзите через его территорию в Китай до 10 миллионов тонн нефти.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку