Планы правительства произвести и поставить российским авиакомпаниям более 1000 отечественных самолетов до 2030 года оказались под угрозой срыва из-за войны в Украине.
Производству гражданских самолетов мешает рост гособоронзаказа, который держит предприятия российской промышленности «в стрессе», заявил гендиректор компании «Авиасистемы» Дмитрий Хоружик.
«Если кто-то задаст вопрос, будет ли серия [самолетов] Ту-214 в Казани, я скажу так: это зависит от сроков окончания специальной военной операции. Потому что сейчас поставщикам [комплектующих] совсем не до самолета Ту-214», — сказал глава компании, занимающейся материально-техническим обеспечением эксплуатации самолетов Ту-204/214, Ил-96, Бе-200 и других воздушных судов.
По его словам, арзамасское предприятие «темп-Авиа» (Нижегородская область) и мичуринский завод «Прогресс» (Тамбовская область) могут выполнить заказ на датчики линейных ускорений для систем Ту-214 только к концу 2025 года.
«Все вы понимаете, на какие изделия эти датчики уходят, и они будут туда уходить. Поэтому промышленность сейчас находится в стрессе по гособоронзаказу», — отметил Хоружик.
При этом в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) заявили, что изменений в плане поставок Ту-214 не было. Корпорация работает над тем, чтобы выпускать до 20 таких самолетов в год.
«Сейчас на Казанском авиазаводе запущено в производство четыре машины, это первая партия. Осуществляется выпуск деталей, отдельных узлов, агрегатов планера», — сказал представитель ОАК, добавив, что в дальнейшем параллельно будет запущено производство несколько партий самолетов.
В июне на Петербургском международном экономическом форуме глава Минпромторга Денис Мантуров пообещал, что до 2030 года Россия выпустит более 1000 самолетов для нужда гражданской авиации. «В условиях санкционных ограничений опросные данные авиакомпаний подтверждают, что такие объемы техники будут в полной мере востребованы отечественными эксплуатантами», — отметил он.
В частности, российские авиакомпании получат 142 ближнемагистральных самолета SSJ-New, 270 среднемагистральных МС–21, по 70 самолетов Ил–114-300 и Ту–214, а также 12 судов Ил–96–300. Также будут произведены региональные самолеты типа «Ладога», Л-410 и «Байкал».
Ранее стало известно о проблемах с производством лайнеров Superjet-100: в 2022 году корпорация «Иркут» должна была произвести 19 самолетов, но смогла выпустить только семь из-за отсутствия комплектующих и импортных деталей. «Отказ от поставки нам двигателей, авионики, конечно, потребовал пересмотреть все производственные программы», — говорил бывший вице-премьер Юрий Борисов.