Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Центробанкам надо довести борьбу с инфляцией до конца, хоть риски растут

(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)

ВАШИНГТОН, 17 апр (Рейтер) - Крупнейшие центральные банки, похоже, уже далеко зашли в своем стремлении повысить процентные ставки, чтобы подавить инфляцию. Тем не менее, конечная цель остается далеко не ясной, поскольку замедлить рост цен оказалось не так легко, и аналитики предупреждают, что финансовые рынки всё еще могут лопнуть на этом пути.

Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк и Банк Англии продолжают повышать ставки, и представители регуляторов открыто говорят о большой неопределенности прогноза, и о том, что, возможно, им придется сделать больше, чем ожидалось.

В то же время складывается впечатление, что все эти центробанки приближаются к пиковому значению процентной ставки в этом раунде ужесточения денежно-кредитной политики, при этом твердо держась прогноза, что инфляция будет стабильно замедляться в течение следующего года или в 2023-24 без серьезного удара для экономической активности.

Эта точка зрения получила скептический ответ от ведущих мировых чиновников и аналитиков, которые в общей картине видят постоянную нехватку рабочей силы, трещины в глобальном предложении и неустойчивость финансовых рынков, которые заставляют выбирать, что хуже: более высокая и упрямая инфляция либо глубокая рецессия, необходимая для подавления роста цен.

«В более фрагментированной мировой экономике, сформировавшейся после коронавируса, мы будем испытывать больше потрясений в сфере предложения, и денежно-кредитная политика столкнется с гораздо более серьезными компромиссами», - сказала заместитель директора МВФ Гита Гопинат в Вашингтоне на прошлой неделе.

Ее мнение поддержали другие, отметив, что разделяемая тремя ведущими центральными банками идея относительно не вызывающей потерь дезинфляции имеет шаткую основу.

Гопинат добавила, что еще в истории еще не было примера, когда высокую инфляцию удалось подавить без роста безработицы.

ЗАМЕДЛЕНИЕ ИЛИ РЕЦЕССИЯ?

Аргумент о том, что в этот раз всё будет иначе, основывается на общей надежде, что инфляция после пандемии будет вести себя так же, как и раньше - умеренно, или другими словами, закрепится ниже, а не выше, и для ее сдерживания почти не понадобится снижение объемов производства или расширение безработицы.

Этот взгляд предполагает, что нынешний всплеск инфляции - это нечто, как минимум, преходящее, продукт длительной перенастройки, вызванной случающейся раз в столетие пандемией, и дополнительного давления на цены сырьевых товаров в результате «спецоперации» России в Украине.

Процентные ставки повышаются с целью ограничения спроса на столько, чтобы ослабить ценовое давление и держать под контролем инфляционные ожидания населения, пока эти искажения не пройдут и не возобновятся прежние инфляционные тренды.

Примечательно, что после одного из самых сильных ударов по мировой экономике, усиления геополитической напряженности и всё еще не продолжающегося конфликта между Россией и Украиной, медианная оценка долгосрочной ставки, необходимой для стабилизации инфляции, от руководителей ФРС остается на уровне 2,5% и не меняется с июня 2019 года - это было время максимальной уверенности в том, что мир в значительной степени был и будет дефляционным.

Перспектива снижения инфляции наряду с постепенным возвращением к допандемическому состоянию дел отражена в том, как центральные банки определяют дальнейшие действия.

Среди ФРС, ЕЦБ и британского центробанка только последний предполагает, что для замедления инфляции потребуется рецессия, причем не сильная.

ЕЦБ рассчитывает выиграть свою инфляционную битву без роста безработицы. Представители центробанка США одновременно прогнозируют и скромное увеличение уровня безработицы на один процентный пункт в этом году с почти исторического минимума в 3,5%, и медленный, но стабильный экономический рост.

На фоне такого прогноза чиновники Федрезерва в прошлом месяце указали, что еще одно повышение ставки в мае на четверть процентного пункта до диапазона 5,00%-5,25% может стать последним в этом цикле.

Банк Англии и ЕЦБ, скорее всего, еще не скоро объявят паузу в повышении ставок, но остановка ФРС станет мощным сигналом о том, что эра синхронного ужесточения ДКП закончилась, и центробанки переходят в режим ожидания, пока не увидят эффект от роста стоимости заимствований и нормализации экономики на цены.

ПОКА НЕ УСПОКОИТСЯ РЫНОК ТРУДА

Именно здесь данные расходятся с нарративом.

В Европе и США наблюдается заметное снижение инфляции, однако оно вызвано падением цен на особо волатильные компоненты, в частности, энергоносители, в то время как базовая инфляция, особенно в наиболее трудоемких отраслях, теряла импульс медленнее.

Хотя основные ожидания ЕЦБ заключаются в том, что падение корпоративной прибыли, налаживание цепочек поставок и спад цен на энергоносители приведут к снижению инфляции, некоторые чиновники опасаются, что в условиях дефицита рабочей силы этого будет недостаточно.

«Не факт, что мы вернемся к ценовой стабильности в среднесрочной перспективе, даже после самого резкого роста ставок за всю историю наблюдений», - предупредил глава Бундесбанка Йоахим Нагель на прошлой неделе в Вашингтоне.

Его коллега из ЦБ Литвы, Мартинс Казакс, сказал, что нельзя преуменьшать риски рецессии, поскольку множество факторов по-прежнему оказывают повышательное давление на цены.

«Маржа предприятий остается на высоком уровне, давление на зарплаты не ослабевает, а рынок труда узок, - сказал Казакс Рейтер. - Все это указывает на то, что инфляция сохраняется относительно сильной и что ставки должны повышаться дальше».

Что касается ФРС, чиновники называют разные факторы, способные снизить инфляцию на фоне высоких процентных ставок, медленно охлаждающих спрос.

Представители ФРС и всё больше участников рынка и экономистов, однако, не уверены, что это поможет избежать рецессии - она, как считает Джейсон Фурман, бывший главный экономический советник Белого дома в администрации Барака Обамы, подразумевается в прогнозах чиновников, даже если те стараются не употреблять это слово.

Уровень безработицы в США никогда не поднимался на один процентный пункт в течение девяти месяцев, если это не сопровождалось рецессией, а прогнозируемый на 2023 год рост ВВП на 0,4% после сильного первого квартала будет означать сокращение экономики в оставшуюся часть года.

«Я думаю, что у них есть последовательная история, которая заключается в том, что они хотят спровоцировать рецессию, - сказал Фурман в интервью Рейтер в кулуарах встреч МВФ и Всемирного банка. - Это не говорится явно. Я думаю, что они также надеются на мягкую посадку, поэтому, вероятно, делают намного более робкие шаги, чем это может оказаться необходимым в конечном итоге».

Фурман имел в виду сценарий, при котором ужесточение денежно-кредитной политики замедляет экономику и инфляцию, не вызывая при этом рецессии.

Если ожидаемые до сих пор шаги позволили избежать серьезного шока для занятости или финансовых рынков, то в дальнейшем придется действовать более рискованно.

«ФРС не намерена останавливаться, пока не успокоится рынок труда, - сказал Рэндалл Крошнер, бывший член совета управляющих ФРС. - Поскольку процентные ставки в настоящее время превышают уровень инфляции в США, становясь всё более ограничительными, именно здесь и произойдет столкновение. Я думаю, будет очень трудно избежать падения, причем относительно резкого».

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:

(Говард Шнайдер и Балаж Кораньи, перевел Томаш Каник)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку