Развитие рекомендательных сервисов без контроля со стороны государства может привести к «политической поляризации», распространению «фейков» и «риторике ненависти». В связи с этим в России необходимо принять закон о регулировании подобных сервисов.
Об этом говорится в аналитической справке, которую подготовило подведомственное Роскомнадзору учреждение ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ), пишут «Ведомости» со ссылкой на документ.
Как отмечает ГРЧЦ, в основе рекомендательных сервисов лежит использование искусственного интеллекта, который предлагает пользователям контент, который может им понравиться. Для этого алгоритм использует доступные данные о человеке, а также его предыдущие действия в Сети.
При этом искусственный интеллект при распространении контента часто отдает предпочтение «спорной, разжигающей вражду и недостоверной информации». Это объясняется тем, что она привлекает больше внимания пользователей и сильнее вовлекает их во взаимодействие с платформой, объясняют в ГРЧЦ.
Так, по данным учреждения Роскомнадзора, в соцсети Facebook 64% новых подписчиков экстремистских групп пришли в них через рекомендации. Конкретных примеров этого в справке не приводится.
Помимо этого, ГРЧЦ считает, что рекомендательные алгоритмы способствуют «созданию эхо-камер» вокруг людей. Это происходит в результате того, что потребителям контента предлагают выбор других пользователей на основании схожести взглядов и интересов. В итоге человек оказывается огражден от информации другого типа или от критической информации в отношении собственных взглядов, отмечает ГРЧЦ.
По этим причинам государству нужно регулировать работу рекомендательных сервисов. Это необходимо для «защиты потребителей от непрозрачных алгоритмов отбора контента, способных искажать реальное положение дел и приводить к пугающим последствиям, вплоть до реального нанесения вреда здоровью и психике человека», считает подведомственное Роскомнадзору учреждение.
Регулирование должно включать в себя независимый аудит используемых алгоритмов, а пользователям нужно предоставить право давать согласие на обработку данных с возможностью его отозвать, отмечают в ГРЧЦ.
Рекомендательные сервисы используются во всех социальных сетях, а также в YouTube и TikTok. В Instagram есть возможность переключаться между рекомендательной и «обычной» хронологией ленты и отказываться на 30 дней от «рекомендованных» публикаций.