Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Худший кошмар». Топ-менеджеры западных компаний рассказали, как уходили из России

1 июн (Рейтер) — Финская Nokian Tyres в конце 2022 года — после продолжавшихся несколько месяцев переговоров — была на пороге завершения сделки о продаже российского бизнеса за 400 миллионов евро ($440,32 миллиона). Но Москва снова поменяла правила.

В декабре Россия потребовала, чтобы уходящие компании при продаже бизнеса предоставляли дисконт не менее 50%, а также вносили 10% от суммы операции в федеральный бюджет. Минфин США назвал это «налогом на выход».

Nokian Tyres в результате снизила согласованную цену продажи Татнефти своего российского бизнеса до 286 миллионов евро. Российская правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями одобрила сделку в марте — спустя девять месяцев после того, как финская компания начала «контролируемый уход» с рынка.

Затянувшийся уход Nokian Tyres иллюстрирует растущие трудности, с которыми сталкиваются западные компании, окончательно не покинувшие Россию. Неопределенность для них продолжает усиливаться спустя 15 месяцев после начала Москвой «специальной военной операции» в Украине, вызвавшей массовый исход иностранных игроков с российского рынка.

«Новые изменения в нормативных актах в России в сентябре и декабре оказали большое влияние», — сказала Рейтер директор по трансформации Nokian Tyres Йоханна Хорсма.

В прошлом году тысячи компаний, от телекоммуникационных операторов до ритейлеров одежды, приостановили работу в России на фоне масштабной волны западных санкций.

Некоторым удалось договориться о быстром уходе с российского рынка, зачастую благодаря большой скидке или передаче бизнеса в управление местному руководству.

Теперь на уход необходимо больше времени, а разобраться в требованиях российской власти оставшимся компаниям стало еще сложнее.

В конце апреля вышел указ президента РФ Владимира Путина, которым он передал Росимуществу во временное управление доли германской Uniper и финской Fortum в их российских дочерних энергокомпаниях. Указ принят «в ответ на недружественные и противоречащие международному праву действия» США и их союзников, говорится в документе.

НЕИЗВЕСТНОСТЬ

Получить разрешение российской правкомиссии — очень сложно и долго, говорит Петер Ванд, партнер юридической компании Baker McKenzie во Франкфурте-на-Майне, работавший над уходом Nokian Tyres из России.

По его словам, особенно длительным был процесс оценки бизнеса, а ужесточение санкций требовало постоянных проверок на соответствие требованиям.

«С западной точки зрения, ждешь больше конкретики в описании процесса и сроков», — сказал Ванд. Дополнительные требования к оценке, обнародованные в середине декабря, появились уже в процессе проведения сделки Nokian Tyres, добавил он.

Томас Кёрменди, генеральный директор норвежского производителя упаковки Elopak, который в марте завершил продажу своего российского бизнеса местному руководству, сказал, что главной проблемой была «неизвестность».

«У вас гораздо, гораздо меньше информации о внешних факторах, чем при любой другой бизнес-сделке», — сказал Кёрменди. У него сложилось впечатление, что комиссия перегружена количеством заявок, которые нужно обработать.

«Нас объединили с другими компаниями и дали инструкции… вероятно, потому, что у них просто не было ресурсов, необходимых для работы с каждым по отдельности», — сказал он.

Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев в мае сказал, что процесс идет не так быстро, поскольку «это все каждый раз штучные единичные решения», при этом «комиссия собирается три-четыре раза в неделю и рассматривает по 20 вопросов каждый раз».

«Конечно, иностранцы не выпускаются по полной стоимости. Понятно, что им должно быть тяжело», — сказал Моисеев, добавив, что можно сделать исключение в том случае, если это будет в интересах РФ.

«То есть когда для нас лучше, чтобы иностранцы вышли цивилизованно, чем бросили и просто повесили амбарный замок на то предприятие, которым они владели».

По словам одного западного инвестора, все еще владеющего активами в РФ, российские покупатели стремятся воспользоваться огромными скидками и используют хорошо налаженные контакты для продвижения сделок.

Покупателя надо выбирать тщательно, чтобы не столкнуться с «мошенничеством», говорит Хорсма из Nokian Tyres. По ее словам, многие российские кандидаты были «оппортунистами», одновременно участвующими в других масштабных сделках или переговорах.

Решающее значение имеют отношения компаний с правительством, говорит Татьяна Становая, основатель аналитической компании R.Politik.

«Это во многом зависит от того, какие личные отношения у иностранной компании с правительством и есть ли у нее влиятельные партнеры в российском руководстве», — сказала она.

Кёрменди, который назвал национализацию «худшим кошмаром» для любой компании, сказал, что Elopak согласилась на шестилетний опцион на выкуп, как и многие уходящие компании.

Ванд предупредил, что у оставшихся компаний мало времени.

«Если вы не сможете вовремя продать (бизнес), наступит момент, когда у вас может не оказаться средств для продолжения работы», — сказал он.

«Время для тех, кто все еще в России, уходит быстро». (Александр Марроу при участии Дарьи Корсунской)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку