БЕРЛИН, 6 июн (Рейтер) - Снижение расходов потребителей, пострадавших от инфляции, стало одной из главных причин того, что экономика Германии в первом квартале впала в рецессию, хотя другим странам удалось ее избежать.
Более того, даже при снижающейся по всей Европе инфляции известные своей экономностью потребители в Германии не готовы тратить деньги, чтобы выбраться из рецессии. Это значит, что крупнейшая экономика региона будет вынуждена решать ситуацию другими путями.
«Немцы осторожны по своей природе», - говорит Стефан Фетш из KPMG.
«Если они не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, они с неохотой решаются на траты», - добавил он.
За первые три месяца 2023 объем производства в Германии сократился на 0,3%, что ознаменовало второй квартал отрицательного роста подряд. Этому способствовало падение расходов домохозяйств на 1,2%, которое контрастировало со скромным ростом во Франции и Италии.
Экономика страны, которую в опубликованном в понедельник опросе назвали «самым трудным ребенком еврозоны», находится на перепутье. Опрошенные агентством Рейтер экономисты разделились во мнениях о состоянии экономики во втором квартале - от снижения ВВП на 0,3% до подъема на 0,5%, при среднем прогнозе роста на 0,2%.
Потребление домохозяйств, на которое в Германии, как и в других странах, приходится почти половина ВВП, будет иметь ключевое значение.
Однако потребительские настроения в Германии остаются ниже достигнутого в пандемию, весной 2020 года, минимума, и потребительский барометр Ассоциации розничной торговли Германии показывает аналогичную картину.
«Значительный рост потребительских расходов не ожидается в ближайшие месяцы», - сообщила отраслевая ассоциация в понедельник, представляя показания их «барометра» за июнь.
За сдержанным настроением стоит ряд факторов.
Немецкие потребители особенно сильно пострадали от роста цен на энергоносители, поскольку они в большей степени зависят от российского газа. Однако государственная помощь не была такой значительной, как в других странах, сказал Хольгер Шмидинг из Berenberg.
Карстен Бжески из банка ING также отметил, что Берлин ввел политику ограничения роста цен на энергоносители позже, чем это сделали Франция и Италия, добавив, что расходы частных лиц продолжат стагнировать в этом году.
Несмотря на ослабление инфляции, немецкие потребители остаются крайне осторожными, и, привыкнув за многие годы к низким ценам благодаря розничным магазинам сниженных цен, по-прежнему неохотно тратят деньги, если цены кажутся обществу чрезмерно высокими.
«Германия - страна крупных ритейлеров и родина скидок», - сказал Фетш.
«Охота за лучшей ценой - очень немецкая черта», - добавил он.
Но начинает проявляться дополнительный фактор: ставка Европейского центробанка выросла на 375 базисных пунктов с июля 2022 года, что делает стоимость заимствований более высокой, а сбережения более выгодными.
По подсчетам Йорга Кремера, старшего экономиста Commerzbank, в среднем между первым повышением процентной ставки и ударом по экономике проходит пять кварталов, что предвещает дальнейшее сокращение экономики во второй половине этого года.
«У немецкого потребителя есть причины бояться, и вся экономическая неопределенность в итоге выливается в увеличение сбережений на черный день», - сказал Майкл Бурда из Humboldt University в Берлине.
Правительство Германии всё еще надеется, что экономика сможет переломить ситуацию в этому году.
По мнению Бжески, решающим фактором будут показатели экспорта из Германии.
Хотя согласно вышедшим в понедельник данным экспорт из Германии неожиданно вырос на 1,2% в апреле, чему способствовало возобновление поставок в Китай, такие показатели не компенсировали резкое снижение на 6% месяцем ранее.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду (Мария Мартинез в Берлине, Прерана Бхат и Индрадип Гош в Бангалоре)