Президент Сербии Александр Вучич, который раньше разговаривал с Владимиром Путиным каждые три месяца, не возражает против поставок сербских вооружений Украине. Одновременно Сербия не намерена помогать России обходить западные санкции, реэкспортируя запрещенные товары.
Уже идущие поставки оружия помогли Белграду перетянуть западные страны на свою сторону в косовском конфликте, пишет Financial Times.
Как сказал Вучич в интервью газете, ему известно, что выпускаемые в Сербии боеприпасы и оружие через посредников попадают в Украину:
Возможно ли, что такое происходит? Не сомневаюсь, что такое может происходить. Но какая у нас альтернатива? Не производить его [оружие]? Не продавать?
Налаженные поставки сербского оружия в Украину стали важным фактором, повлиявшим на изменение позиции США, ЕС и НАТО в противостоянии между Косовом и сербским этническим меньшинством (его поддерживает Белград), рассказали FT три западных дипломата, работающих в регионе.
Компактно проживающие на севере Косова сербы бойкотировали в апреле муниципальные выборы. Явка в итоге составила 3,5%, и победившие косовские албанцы постарались, несмотря на вспыхнувшие протесты, с помощью полиции занять кабинеты мэров нескольких городов. В конфликт оказались втянуты бойцы миротворческого контингента KFOR. Несмотря на то, что 30 из них пострадали в столкновениях с сербами, посол США в Косове и представители ЕС осудили действия косовских властей. Они призвали реализовать достигнутую ранее договоренность о создании ассоциации сербских автономных муниципалитетов в регионе.
На вопрос FT о том, были ли поставки оружия Украине осознанным шагом с целью заручиться поддержкой западных стран в косовском вопросе, Вучич ответил, что Белград старается идти «нейтральным путем». Но добавил: «Я не дурак. Я знаю, что некоторое оружие может попадать в Украину».
Президент признал, что его правительству приходится балансировать, но помогать России в войне, которую та ведет, оно не собирается. «Мы присоединились ко всем резолюциям ООН», – сказал Вучич, имея в виду принятые организацией документы, осуждающие российское вторжение. Помогать России Белград не будет и экономически, дал понять президент:
Мы присоединились к запрету на реэкспорт товаров, таких как [технологии] двойного назначения для дронов. Мы не станем центром реэкспорта чего-либо в Россию.
Вучич не пояснил, будет ли его правительство бороться с уже проложенными через Сербию маршрутами российского параллельного импорта. Согласно исследованию группы экономистов, включая Олега Ицхоки, Максима Миронова, Элину Рыбакову, Алессандро Борина, Габриэле Каппадону и др., Сербия заметно увеличила импорт из Евросоюза и экспорт в Россию продукции, на которые ЕС ввел ограничения. Экономисты поставили Сербию на 4-е место в списке потенциальных центров реэкспорта – после Турции, Казахстана и Армении. Ее импорт соответствующих товаров из ЕС вырос в IV квартале 2022 г. по сравнению с тем же периодом 2021 г. на $41,9 млн (у лидера Турции – более чем на $300 млн).
После начала войны в феврале и мобилизации в сентябре 2022 г. в Сербию эмигрировали тысячи россиян, привлеченные благожелательным отношением, простотой релокации и возможностями для работы, включая открытие собственного бизнеса. Национальная компания Air Serbia – единственная в Европе, продолжающая совершать рейсы в Россию.
Но с Владимиром Путиным Вучич больше не общается. Раньше он разговаривал с российским президентом примерно раз в три месяца, но уже около года не поддерживает контактов с Кремлем, лишь принял некоторых российских чиновников в Белграде. «Раньше такого никогда не было», – сказал Вучич.