ЛОНДОН, 14 июн (Рейтер) - Взлетевшие процентные ставки, замедление экономического роста и банковский сектор, пока что восстанавливающийся после мартовского разгрома, могли бы заставить говорить об осторожности на рынке, однако мировые акции находятся на 14-месячных максимумах, фондовый индекс S&P 500 вступил в стадию бычьего рынка, а показатели волатильности удивительно спокойны.
Некоторые считают, что причина бурного роста рынков кроется в большом количестве денег, которые еще остаются в свободном обращении в финансовой системе. Но этот эффект может оказаться непродолжительным, особенно с учетом того, что Минфин США готов выкачать средства с рынков и подорвать аппетит к риску новыми, резко увеличенными выпусками облигаций.
По оценкам BNP Paribas, избыточная глобальная ликвидность выросла на $640 миллиардов с конца третьего квартала 2022 года и является неустойчивой, поскольку некоторые центральные банки пытаются избавиться от облигаций, которыми они владеют, в рамках процесса, известного как количественное ужесточение.
По мере приближения второй половины 2023 года могут возникнуть более сложные условия для рисковых активов, которые в настоящее время пользуются достаточной ликвидностью.
ПОКА ВСЕ В ПОРЯДКЕ?
В краткосрочной перспективе аналитики ожидают, что рисковые активы останутся на плаву.
Федеральная резервная система в марте смягчила финансовые условия, предоставив чрезвычайную кредитную помощь банкам, испытывающим нехватку денежных средств, центральный банк Японии продолжает покупать государственные облигации, чтобы привлечь деньги в систему, а Европейский центральный банк продает имеющиеся у него на балансе бонды в умеренном темпе.
Основатель Crossborder Capital Майкл Хауэлл отмечает, что Япония создает ликвидность, в то время как участники рынка ждут большего смягчения китайской (денежно-кредитной) политики.
По расчетам Crossborder, общий объем глобальной ликвидности - объем денежных средств и кредитов в мировой экономике - вырос почти до $170 триллионов в июне с $158 триллионов в октябре.
По оценкам центральных банков, с ноября на денежные рынки поступило $1,7 триллиона, что соответствует тенденции склонности к риску.
Мировые акции выросли на 11% за год, чему способствовали американские технологические акции, поднимающиеся на волне бума искусственного интеллекта. Индекс VIX, показатель предполагаемой волатильности, который на Уолл-стрит называют «измерителем страха», на прошлой неделе достиг самого низкого уровня с начала 2020 года. Индикатор ожидаемой волатильности казначейских облигаций США находится вблизи уровней, которые в последний раз наблюдались в феврале.
ШАЛЬНАЯ КАРТА
Ликвидность имеет «множество движущихся деталей», сказал Ричард Кларида, бывший заместитель председателя Федеральной резервной системы, а ныне советник по глобальной экономике в фонде облигаций PIMCO. Он сказал, что сделка о потолке госдолга США может стать «шальной картой» на столе, в зависимости от того, кто придет покупать волну новых эмиссий treasuries.
Министерство финансов США намерено восстановить общий счет баланса, выпустив краткосрочные облигации на сумму $1 триллион или более - вероятно, по привлекательным ставкам, - чтобы оттянуть наличность из более рискованных активов.
Это также может ограничить кредитные возможности банков, поскольку им приходится повышать ставки по депозитам, чтобы конкурировать с казначейскими облигациями, сокращая поток кредитов для корпораций и потребителей.
Джорджина Тейлор из Invesco говорит, что фирма подготовилась к оттоку средств, сохраняя длинные позиции в долларе, который обычно выигрывает, когда инвесторы становятся более осторожными.
Но альтернативный сценарий предполагает, что американские фонды денежного рынка, переполненные деньгами после бегства вкладчиков из региональных банков в марте, купят достаточное количество новых казначейских бондов, чтобы удержать ставки на стабильном уровне.
Денежные средства фондов, как правило, направляются в сделки обратного РЕПО - механизма ФРС, который предлагает щедрые ставки за хранение средств овернайт, по словам Кена Таубеса из Amundi U.S..
Это перемещение денег «по существу из одного государственного кармана в другой», сказал Таубес, является одной из причин, по которой рынки относятся к этому вопросу с некоторой долей благодушия.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ СИГНАЛ
BNP Paribas сообщил, что согласно основному сценарию глобальная ликвидность упадет на 6%-9% к концу сентября и на 7%-11% к концу года, однако не только на ликвидности основаны нынешние оптимистичные настроения.
Помимо бума искусственного интеллекта, инвесторов привлекают сильные балансы и изобилие денежных средств у таких технологических гигантов, как Apple, и как следствие их акции доминируют в мировых фондовых индексах.
Тем не менее, аналитики Morgan Stanley отметили в записке, что придерживаются медвежьего взгляда на акции, учитывая ожидания рецессии прибыли, а главный стратег Pictet Asset Management Лука Паолини сказал, что не рекомендует акции и покупает государственные облигации в ожидании кредитного сжатия и последующей рецессии.
«В мире много денег, и каждый раз, когда мы видим положительные сюрпризы (в экономике или отчетах компаний), люди пускают эти деньги в дело, - сказал Паолини. - Но есть серьезные риски, которые рынок игнорирует, поэтому мы все еще позиционируемся на случай слабости рисковых активов».
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Наоми Ровник и Гарри Робертсон)