АвтоВАЗ договорился с Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) о привлечении заключенных к сборке автомобилей на заводе в Тольятти. В компании объяснили свою просьбу кадровым дефицитом на фоне планов по наращиванию производства Lada Vesta NG.
«Принимая во внимание крайне напряженную ситуацию, сложившуюся на рынке труда Тольятти и Самарской области, представитель завода попросил руководство уголовно-исполнительной системы оказать поддержку в комплектовании предприятия персоналом из числа осужденных к принудительным работам», — рассказали в региональном УФСИН (цитата по «Интерфаксу»).
В настоящий момент главному заводу АвтоВАЗа не хватает 1100 работников. Это количество хотят восполнить за счет заключенных уже к сентябрю. А к январю 2024 года понадобится еще 2900 человек.
Всего на предприятии востребованы 19 специальностей. Среди них слесарь механосборочных работ, оператор металлообрабатывающего оборудования, кузнец-штамповщик и маляр. Эти вакансии не пользуются популярностью у соискателей из-за 12-часового графика и низких зарплат.
Во ФСИН готовы предоставить до 50% от необходимого АвтоВАЗу числа рабочих. Служба уже начала подбор кандидатов. Такое сотрудничество выгодно компании, поскольку оплата осужденных редко превышает МРОТ (16 242 рубля по Самарской области), из которых в пользу государства удерживается до 20%. Как это скажется на качестве автомобилей, неизвестно.
АвтоВАЗ объявил о наборе сотрудников по рабочим профессиям в августе прошлого года. Завод рассчитывал нанять 4000 человек. Президент компании Максим Соколов говорил, что расширение штата вызвано планами наращивания производства — это 401,6 тысячи автомобилей в 2023 году; и выпуска новых моделей Lada в 2024 и 2025 годах.
Согласно финансовой отчетности АвтоВАЗа, на конец 2022 года численность его сотрудников составляла 33,3 тысячи человек.
В настоящее время заводы компании находятся в простое из-за очередных проблем с импортными комплектующими, возникших из-за санкций. Сотрудников отправили в трехнедельный корпоративный отпуск 29 мая, хотя он был запланирован на конец июля. Работы планируется возобновить 19 июня.
На тольяттинской площадке выпускается Lada Granta, Lada Niva Legend и Lada Niva Travel. В марте на конвейер встала Lada Vesta NG. Также на конец года запланировано опытное производство e-Largus в Ижевске.
Единственным акционером АвтоВАЗа является подведомственное Минпромторгу ФГУП «НАМИ», контролирующее компанию через ООО «Лада Авто Холдинг». «Ростех» вышел из состава акционеров в начале мая.
В апреле стало известно об остром дефиците кадров на автозаводе «Урал» в Челябинской области, который тоже собрался увеличить выпуск грузовиков на 60% по итогам 2023 года. В руководстве компании отметили, что им пришлось привлечь к производству заключенных, поскольку «на рынке труда выбора не очень много». «По линии ГУФСИН» на завод направили 100 человек.