Росавиация не сможет приостанавливать сертификаты авиакомпаний, которые находятся в неудовлетворительном финансовом положении два квартала подряд. Такое постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Оно будет действовать до 31 декабря 2023 года.
Также агентству запретили приостанавливать сертификаты по заявлению иностранных собственников самолетов из «недружественных» государств. Речь идет о ситуациях, когда зарубежные владельцы требуют, чтобы их воздушные суда не использовались в России.
Сертификат эксплуатанта — один из базовых документов, который дает право на совершение взлета и посадки. В апреле Росавиация отозвала его у авиакомпании Royal Flight, выполнявшей чартерные рейсы для туроператоров Coral Travel и Sunmar. Решение было принято по заявлению самого перевозчика. Фактически Royal Flight, парк которой состоял только из американских Boeing, прекратила полеты еще в марте прошлого года — после ввода санкций из-за начала войны в Украине.
Всего за 2022 год остановили полеты девять российских авиакомпаний. Росавиация отозвала сертификаты четырех из них, в том числе у SkyGates, занимавшей третье место по объему грузоперевозок в России.
В мае объявила о прекращении работы «Камчатка» — компания собиралась купить три самолета Cessna Grand Caravan у производителя из США, но это стало невозможно из-за санкций.
Не смог начать перевозки петербургский «Быстролет», принадлежащий бизнесмену Александру Евтухову. Под брендом FlyFast компания планировала летать на джетах Hawker Beechcraft, но в ноябре 2022 года Росавиация приостановила сертификат из-за отсутствия самолетов.
Такая же участь постигла «Роствертол Авиа». В 2010 году компания получала сертификат для пассажирских и грузовых перевозок на Ми-2, но к осени подала заявление о приостановке, оставшись с единственным вертолетом.
Также Росавиация аннулировала сертификат, выданный банкротящейся авиакомпании «Скол» из Калининграда.
Отечественная авиаотрасль попала под санкции после начала войны в Украине. ЕС, США и Великобритания закрыли небо для российских самолетов, в черные списки включили крупнейшие авиакомпании и их руководителей.
В начале марта производители Boeing и Airbus прекратили поставки запчастей, техобслуживание и поддержку российских авиалиний. Из-за этого отечественные авиакомпании, в том числе «Аэрофлот», начали разбирать самолеты ради комплектующих.
Также из-за санкций были расторгнуты договоры лизинга. Перевозчики должны были вернуть иностранные лайнеры поставщикам, но власти это делать отказались. Большая часть бортов осталась внутри страны и совершает перевозки по местным маршрутам из-за угрозы ареста.
В октябре Россия вылетела из всех управляющих органов Международной организации гражданской авиации (ICAO). До этого страна получила от нее красный флаг за безопасность полетов.