Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Правительство не нашло денег на строительство железной дороги в Арктике

Ямало-Ненецкий автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ Ася Добровольская / ТАСС

Правительство предложило перенести строительство железнодорожного Северного широтного хода (СШХ) на 2027–2031 годы из-за нехватки средств, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на проект доклада президенту, который подготовил Минтранс.

В документе говорится, что источники финансирования железной дороги в Арктике не определены. Более того, кабмин не выделил 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на строительство моста через Обь, который является ключевой частью проекта.

В инвестиционной программе РЖД на 2023 год и в проекте инвестпрограммы на 2024–2026 годы необходимые средства на СШХ также не заложены. В связи с этим РЖД попросило отложить проект, отмечает Минтранс.

«Нет решений по финансированию моста через Обь», но и перенос сроков не утвержден, пояснил источник, знакомый с проектом. По словам другого собеседника, Минтранс «был вынужден согласиться с переносом, поскольку нет понимания по источнику средств».

СШХ представляет собой проект железнодорожного коридора в Арктике, пропускная способность которого составит 23,9 млн тонн грузов в год. Для его реализации требуется развить инфраструктуру Северной и Свердловской железных дорог и построить смычку между ними длиной 700 км от Салехарда до Надыма с мостом через Обь.

Изначально проект состоял из трех участков. Первый — Обская—Салехард—Надым — должен был строиться по концессии, реконструкцию примыкающих участков Северной и Свердловской железных дорог предполагалось провести за счет ОАО РЖД, а линию Надым—Пангоды — за счет «Газпрома».

В новом варианте проекта участок Обская—Салехард с мостом через реку Обь предложено исключить из концессии и строить в рамках инвестпрограммы ОАО РЖД с привлечением средств ФНБ. Такое решение правительство приняло, чтобы сохранить инвестиционную привлекательность концессии для инвесторов и банков, пояснил источник.

Крупные банки готовы финансировать концессию, но ждут, когда правительство выделит деньги из ФНБ и решит вопрос с инвестпрограммой РЖД, отметил источник. Однако если строительство проекта будет отложено до 2027–2031 годов, то его общая стоимость с 650 млрд вырастет до 730 млрд руб. В частности, мост через Обь подорожает со 150 млрд до 180 млрд руб.

С учетом текущих «жестких бюджетных ограничений» неприоритетные инфраструктурные проекты смещаются на 2026-й и более поздние сроки, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Кроме этого, по его словам, есть проблемы с рабочей силой, в том числе из-за сокращения притока мигрантов и отправки на фронт россиян.

В результате российские власти не могут параллельно реализовывать такие крупные проекты, как модернизация Восточного полигона и строительство СШХ, и им приходится расставлять приоритеты, констатирует эксперт.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку