Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Мятеж в цирке и хунта клоунов

Что же произошло в России 23–24 июня, когда в странах Балтии весело отмечали Иванов день с его языческим культом огня? «Мятеж, договорняк, цирк», – пишут в социальных сетях. Но такие события интересны не сами по себе, они интересны последствиями.
Ростов-на-Дону пережил самый забавный за свою многотрудную историю захват
Ростов-на-Дону пережил самый забавный за свою многотрудную историю захват twitter восхищенный болгарин

Одни сокрушаются, что Евгений Пригожин не осуществил своих угроз. Другие радуются, что вместо обещанных кровопролитий он «чижика съел».  И то, и другое – преждевременные зрительские ожидания.

Самодержавие под угрозой

«Цирковой мятеж» Пригожина, назовем его так в память о застрявшем в воротах ростовского цирка танке вагнеровцев, стал беспрецедентным по силе ударом по власти Путина за все 23 года его пребывания у власти. Под вопрос поставлено главное – его самодержавный суверенитет над страной, лояльность и эффективность силовой вертикали и сама целостность российской армии в условиях продолжающейся войны. Однако разберемся по порядку.

Евгений Пригожин, эксцентричный человек с криминальным прошлым, ворвался в публичную сферу России недавно. Благодаря чрезвычайной активности группировки «Вагнер» на войне с Украиной за последний год он сумел приобрести немалую популярность среди российских «турбопатриотов» и одновременно превратился в главный жупел для остатков либерального лагеря оппозиции.

Возглавляемая им ЧВК «Вагнер» с самого начала играла разрушительную роль в российской военно-политической структуре. Появление мощной военной группировки, не подчиненной министерству обороны и действующей на основе личной вассальной унии с Владимиром Путиным, фактически вернула Россию во времена феодальных отношений эпохи Средневековья. Пригожин и его боевики нарушили монополию на насилие – одну из фундаментальных основ государства Нового времени. Сам по себе этот факт давно поставил Россию на грань войны всех против всех.

Неумелая и запоздалая попытка восстановить порядок в военном командовании, предпринятая министерством обороны и поддержанная президентом, привела к обратному результату – в ночь с 23 на 24 июня Пригожин фактически разорвал свою вассальную унию с Путиным и поднял вооруженный мятеж против действующей российской власти. Это событие уже стало самым серьезным вызовом российской политической системе за последние 30 лет с октября 1993 года.

Стрельба по своим

Бывший повар российского императора вместе с парой десятков тысяч вооруженных до зубов головорезов захватил город-миллионник вместе со штабом командования украинским фронтом, взял в заложники замминистра обороны и замначальника ГРУ. В тот же день он спровоцировал бомбёжки Воронежа, сбил несколько вертолётов и по меньшей мере один самолет, породил массовую панику и бегство из Москвы сотрудников администрации президента и олигархов, способствовал единовременному падению обменного курса рубля до трехзначных значений к евро. Мы точно уверены, что это никак не отразится на дальнейшей судьбе правящего режима?

Добавим к этой картине еще несколько штрихов. Контроль практически над всеми прифронтовыми территориями было потерян на день. В Москве ФСБ и Росгвардия суетливо готовились к повторению участи коллег из Ростова-на-Дону. Во время своего телевизионного обращения Путин выглядел как живой труп. Вместо того чтобы продемонстрировать решительность в немедленном подавлении мятежа, он жалобно просил «сплотиться» во избежание «распада страны». Ответом ему было молчаливое бездействие силовиков на местах и бегство ближайшего окружения на личных джетах.

Авангард вагнеровцев смог дойти до южных границ Московской области. Всё это страна и мир могли наблюдать в режиме онлайн.

Российская армия оказалась на грани коллапса. Войска Пригожина, Герасимова, и Кадырова оказались готовы стрелять друг в друга, то есть по своим. Их взаимная ненависть теперь сильнее, чем ненависть к украинским военным. Добавим к этому заявление Русского добровольческого корпауса, и перед нами развернется картина цепной реакции.

Затолкать выпущенного джина обратно в бутылку уже не получится. Ждать полного развала российской армии остается недолго. И главное, теперь каждый располагающий достаточным количеством штыков командир знает, как можно и нужно вести диалог с Кремлем. Мятеж Пригожина стал первым, но явно не последним событием в этой цепи.

Дальше – хунта?

Вооруженные силы Украины в свою очередь получили дополнительные беспрецедентные возможности для успешного контрнаступления и обрушения фронта. И без того сильная деморализация российских военных после случившегося в непосредственной близости от зоны боевых действий многократно усилилась. Пока нам известно только то, что 24 июня ВСУ начало наступление сразу по нескольким направлениям.

Пригожинский мятеж удалось остановить в течение длинного светового дня, но с этого момента «бункерный дед» рискует оказаться в полной зависимости от тех людей в его окружении, кто разрулил конфликт с Пригожиным и защитил Москву от изменника-повара. Это значит, что уже в ближайшие месяцы путинская власть может быть поставлена под серьезный вопрос.

Возможно, прямо сейчас за кремлевской стеной сформирована хунта «спасителей президента», которая по итогам произошедшего политического кризиса получила самую большую власть в стране. Путин может формально оставаться на своем посту еще какое-то время, а потом его объявят больным или даже внезапно умершим. Главный тест пройден – никто ни в центре, ни на местах не будет переживать об этом. Все воспримут это как неизбежное, а многие открыто порадуются концу диктатора.

Даже если же договоренности с Пригожиным обеспечил исключительно сам Лукашенко, это на самом деле означает конец Путина как суверена. С вечера 24 июня он де-факто перестал быть самодержцем в России. Неожиданно функция верховной власти перешла его вассалу. Все, кому надо, не могут этого не заметить.

Однако вряд ли Лукашенко в этой истории сыграл единоличную роль. Ведь кто-то в Москве должен был уговорить Путина согласиться на подобную комбинацию, кто-то должен был попросить белорусского «бульбаши» о посредничестве. Кто-то должен был выработать план выхода из конфликта, способный устроить сразу несколько сторон. Все эти сложные мероприятия могли координироваться только из Москвы.

Думаю, уже в ближайшие месяцы проявится и состав хунты, спасшей Кремль от Пригожина. Пока эти господа скрываются под маской клоуна Лукашенко. Все бенефициары случившегося находятся в России и должны проявить себя в скором времени. Неожиданно для себя самого Путин уподобился Керенскому после корниловского мятежа. Внешне его власть даже на какое-то короткое время будет выглядеть как окрепшая. Но в итоге ее заберут те, кому он обязан «восстановлением законности». Сейчас кому-то в Кремле впору повторить знаменитые слова Ленина: «Вчера было рано, завтра будет поздно». Обратный отсчет времени пошел.

***

Итак, «осень патриарха» в Москве наступила аккурат в дни летнего солнцестояния. Все более очевидное поражение в войне в сочетании с зависимостью от придворной группировки, гарантирующей личную безопасность, подводит Путина вплотную к тому самому краю обрыва, к которому он так долго и настойчиво дрейфовал все последние полтора года. История существующей российской политической системы вступает в финальную и, вероятно, довольно кровавую стадию развития.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку