Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Российский аналог Boeing и Airbus оказался самым дорогим в мире

Denis Fedorko (CC BY-SA 4.0)

Новый российский самолет МС-21, призванный заменить Airbus и Boeing после прекращения их поставок в Россию, оказался дороже своих прямых конкурентов.

Стоимость одного лайнера МС-21 с поставкой в 2028–2030 годах оценивается в 4,3–4,6 млрд руб., или в 50–54 млн долларов, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на предложения, которые авиакомпании получили от Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).

Каталожная стоимость лайнеров Airbus A320/A321 и Boeing 737–800 и MAX достигает 100–105 млн долларов, но рыночная их цена не превышает 50 млн, а зачастую бывает ниже.

«Россия построила едва ли не самый дорогой самолет в этом классе», — говорят источники в авиаотрасли. При этом они отмечают, что «и сам МС-21, и его ресурс остаются большим сюрпризом».

«Каким будет его межремонтный налет? Какими будут условия субсидий? Какой срок лизинга? Если сейчас его предлагают на 20–25 лет, то хватит ли ресурса на весь срок, ведь при высокой эксплуатации — это больше 100 тыс. часов налета, недосягаемая цифра для ВС, произведенных в РФ», — говорит один из собеседников.

МС-21 не мог получиться дешевле зарубежных аналогов: в России расходы ниже лишь на зарплаты, тогда как закупки и производство материалов и комплектующих обходятся в сопоставимые суммы или дороже, объяснил источник в авиапроме.

«Нет серийного производства, нет других прибыльных проектов, которые могли бы „проспонсировать“ цену МС», — отметил он.

При этом крупнейший российский авиаперевозчик — «Аэрофлот» — получит МС-21 по цене ниже, чем другие авиакомпании. Лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» (входит в «Ростех») в 2023–2026 годах приобретет для «Аэрофлота» 18 самолетов по 3,2 млрд руб. за единицу. Поставки лайнеров будут полностью профинансированы из средств Фонда национального благосостояния.

В крупных авиакомпаниях отмечают, что высокая цена МС-21 вполне понятна, однако они хотят получить самолеты по ставкам лизинга для «Аэрофлота». Но пока гарантии дальнейшего софинансирования закупок из ФНБ есть только у крупнейшего авиаперевозчика.

Всего «Аэрофлот» должен получить до 2030 года 210 самолетов МС-21 из 270 планируемых к производству. В «Ростехе» отметили, что чем больше партия, тем она дешевле и ниже цена каждого судна.

«Твердые долгосрочные контракты пошли бы на пользу, позволили бы масштабировать проект и снизить себестоимость», — говорит аналитик по транспорту Елена Сахнова. По ее мнению, привлечение дополнительных средств ФНБ для выравнивания условий конкуренции между «Аэрофлотом» и остальными авиакомпаниями «не является невыполнимой задачей».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку