Россияне резко сократили покупки электроники: с начала 2025 года продажи упали в среднем на 10–15% в рублях без учета инфляции, заявил гендиректор одного из крупнейших в стране дистрибьюторов электроники и бытовой техники Merlion Олег Фоменко. По его словам, традиционно повышенный спрос в ноябре—декабре не изменит общую картину. «Жирные годы бесконечного роста рынка электроники, когда следующий год превышал предыдущий, прошли. Рынок изменился вслед за потребителем», — сказал Фоменко в интервью РБК.
Глава Merlion отметил, что подобного падения спроса не наблюдалось в предыдущие кризисы. «Мы помним 2008 год, 2014-й, даже пандемийные года: наблюдался резкий взлет потребительской активности. Люди конвертировали свои сбережения в электронику. Сейчас они хранят сбережения на депозитах», — пояснил он. По его словам, российский рынок перешел на модель плавного обновления техники, триггеров для потребителей «бежать в магазины и хаотично скупать электронику» уже не будет. Фоменко также напомнил, что в индустрии давно говорили о насыщении рынка, которое, по всей видимости, было достигнуто в 2025 году. Он призвал не ждать роста продаж в следующем году, но допустил, что отдельные сегменты, в том числе игровые компьютеры и гаджеты, покажут хорошие результаты.
Согласно данным аналитиков ICMR («ГФК-Русь»), продажи ноутбуков за восемь месяцев 2025 года упали в денежном выражении на 17,5% год к году, смартфонов — на 18%, телевизоров — почти на 9%. По крупной бытовой технике падение составило около 5–6% в основных категориях и на 4,5% в целом.
Ранее о падении спроса на электронику, которого рынок не видел последние 30 лет, заявил совладелец и директор группы компаний DNS Дмитрий Алексеев. Он также отметил, что российским дистрибьюторам становится все сложнее выстраивать стратегию ведения бизнеса из-за нарастающих проблем с поставками и платежами.
«Сейчас товары попадают в Россию только чудом. А что будет в следующем году? И ситуация не нашла никакой точки стабильности», — говорил Алексеев. Он подчеркивал, что самая большая проблема для рынка заключается в том, что в России установилась «абсолютная неопределенность с будущим». Глава DNS также отмечал, что ситуация была лучше даже после начала полномасштабной войны в Украине.