Российские автодилеры приготовились повысить цены на новые автомобили на 15–20% после сильнейшего с начала войны обвала рубля, вызванного мятежом главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина.
6 июля рубль упал до минимума с марта 2022 года, опустившись к отметке 93 руб. за доллар, 102 руб. за евро и 13 руб. за китайский юань. При этом в июне российская валюта ослабла к доллару на 10,5%, к евро — на 13%, а к юаню — на 8,4%.
«Я думаю, что рост курса доллара/евро/юаня будет заложен в цены в течение двух месяцев. Китайские компании более жестко подходят к этому вопросу, чем европейские. По моим ощущениям, рост цен будет находиться в диапазоне 8–12%», — сказал «Ведомостям» гендиректор «Автодома» Андрей Ольховский.
Автомобили, которые поступят в дилерские центры в ближайшее время, будут стоить дороже на 15–20%, подтверждает директор департамента по выкупу ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов.
«Цены на автомобили, которые ввозят в Россию по параллельному импорту, увеличиваются вслед за курсом доллара и евро. Следовательно, растет и конечная стоимость ввезенных автомобилей. Предпосылок к снижению цен не наблюдается», — пояснил Желобов.
Подорожают и машины, которые производятся в России, отмечает руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин. При этом независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов считает, что рост цен на отечественные автомобили будет меньше, чем на иномарки.
«В апреле 2023 года, когда наблюдалось снижение стоимости рубля к доллару, модели Lada подорожали на 16 000 — 23 000 рублей, а китайские кроссоверы — на 30 000 — 100 000 рублей», — говорит Тузов.
На фоне подорожания автомобилей снизится спрос, а вместе с ним и предложение, предупреждает аналитик автомобильного портала «Дром» Игорь Олейников. Это затронет в том числе и рынок подержанных авто. «Они непрерывно дорожают с сентября 2022 года. За 10 месяцев цены повысились на 15%. Еще быстрее растет стоимость подержанных автомобилей без пробега по России — 17% с сентября прошлого года», — отметил Олейников.
Тем не менее скачкообразного роста цен на автомобили россияне могут не увидеть. По словам вице-президента ассоциации «Российские автодилеры» Вячеслава Жигалова, на российском рынке растет конкуренция между китайскими брендами. Производители вводят различные скидки, которые могут достигать 20% от цены автомобиля.
«Сначала будут сокращаться эти акционные предложения. Дальше нужно смотреть, как рубль будет себя вести. Если к концу года он не укрепится и объем предложения на рынке не вырастет, то можно ожидать увеличения конечных цен как раз на эти 20% без фактической индексации РРЦ (рекомендованной розничной цены. — ТМТ)», — заключил Жигалов.
Средневзвешенная стоимость нового легкового автомобиля в России по итогам первого полугодия составила 2,68 млн руб. — почти на 13% больше, чем в начале 2023 года, следует из данных «Автостата». За первое полугодие 2023 года продажи легковых машин выросли на 14% год к году — до 401 566 штук.