Массовый уход финских компаний из России не оказал должного эффекта на российскую экономику, заявил президент Финляндии Саули Ниинистё.
«Что касается санкций, ни одно финское предприятие больше не ведет деятельность в России. Мы одни из немногих, кто так поступил. К сожалению, это не оказалось эффективным инструментом», — сказал Ниинистё в интервью Le Monde.
По его словам, Запад еще в 2014 году ошибся в прогнозах, считая, что санкции «разрушат российскую экономику».
«На Западе считали, что санкции приведут к обрушению российской экономики. Некоторые полагали, что это произойдет в течение шести месяцев. Это был неверный расчет. Санкции оказали влияние, но не в том масштабе, как мы себе представляли», — отметил Нииннистё, добавив, что страны за пределами Европы «продолжают вести торговлю с Россией».
Финляндия стала лидером по числу ушедших из России компаний. Согласно оценке Центра стратегических разработок (ЦСР), которая проводилась осенью 2022 года, 80% финских организаций перестали работать на российском рынке. Также в тройку стран по этому показателю вошли Дания (73%) и Великобритания (35%). Бизнес других стран, в том числе Австрии, Японии, Швейцарии и даже Польши, оказался «более гибок и прагматичен», отмечали эксперты.
При этом из-за ухода компаний из России экономика Финляндии, по оценке ЦСР, могла потерять 2% ВВП. Это больше, чем потеряли Швеция (1,5% ВВП), Великобритания (1,3%) и Дания (1%).
Оставшиеся в России западные компании увеличили прибыль в 2022 году на 54% — до 1,1 трлн руб., подсчитывала «Новая газета. Европа». В лидерах по росту чистой прибыли оказалась французская нефтегазовая компания Total, заработавшая 269 млрд руб.
На втором месте — британская топливная компания British Petroleum, получившая более 170 млрд руб. чистой прибыли, а на третьем — Райффайзен банк с показателем в 141 млрд руб.
В топ-5 вошла американская PepsiCo, занимающаяся производством продуктов питания и получившая в прошлом году 45 млрд руб. чистой прибыли, что в три раза больше, чем в предыдущем году.
Также в первую десятку по этому показателю попали Japan Tobacco, Mondelez (с брендами Alpen Gold, Milka и Picnic), Mars, производитель бумаги Mondi, Kia и Knauf.