МОСКВА, 11 июл (Рейтер) - Рекордный уровень оптовых цен на нефтепродукты на внутреннем рынке РФ в 2023 году связан с ожидаемым снижением выплат компаниям в рамках демпфирующего механизма, ремонтами на НПЗ и непрозрачной системой формирования запасов, считают представители Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
Биржевые оптовые цены на автобензин самой массовой марки Аи-92 в конце июня побили исторический максимум лета 2021 года, продолжая обновлять рекорды в июле: очередной был взят во вторник, по итогам торгов на СПбМТСБ.
По словам замглавы биржи Антона Карпова, сезонные ремонты на НПЗ сократили предложение топлива на внутреннем рынке, тогда как дискуссия относительно уменьшения демпферной субсидии, которая позволяла властям сдерживать стоимость топлива внутри страны, оказывает дополнительно давление на оптовые цены.
Правительство РФ подготовило поправки в Налоговый кодекс, сокращающие вдвое демпферную субсидию для автобензина и дизельного топлива в течение трех лет, до конца 2026 года, вместо одного года в исходном варианте, сообщала газета Коммерсант со ссылкой на документ.
По мнению источников в отрасли, переработчики, чтобы нивелировать сокращение демпфера, ожидаемое осенью, заранее создают нехватку автобензина для роста его стоимости.
По расчётам Рейтер, сокращение бензинового демпфера отнимет у переработчиков, поставляющих автобензин на внутренний рынок, примерно 8.500 рублей за тонну, и чтобы его компенсировать, оптовые цены необходимо укрепить на 3.500-4.000 рублей за тонну от текущего уровня.
НЕПРОЗРАЧНЫЕ ЗАПАСЫ
Глава биржи Алексей Рыбников говорит, что в РФ существует проблема с прозрачность цифр и методикой формирования запасов топлива.
«Должна быть абсолютно прозрачная методика формирования этих запасов, чтобы люди понимали, откуда берутся эти цифры», - считает он.
Ранее трейдеры говорили, что не ощущают защитного эффекта от сформированных перед весенними ремонтами НПЗ запасов автобензина, считая почти неизбежным продолжение роста цен.
В ответ на подорожание топлива правительство усложнило экспорт нефтепродуктов для компаний, не перерабатывающих нефть, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет повысить норматив продаж на бирже, а профильный вице-премьер Александр Новак предложил квотировать экспорт автобензина.
Рыбников считает, что регуляторам удастся решить проблему с наполнением внутреннего рынка моторным топливом.
«Ситуация управляемая, нет ни хаоса, ни ажиотажа, мы со всем справимся. Увеличится предложение на бирже, и все нормализуется. А с точки зрения роста, меры принимаются», - сказал Рыбников.
По данным биржи, у властей есть идея увеличить норматив обязательных продаж автобензина на бирже до 15% от уровня производства, тогда как ранее обсуждалась величина 13%.
Россия экспортировала рекордный объем бензина в январе-июне 2023 года, около 3,5 миллиона тонн, увеличив поставки почти на 30% к первому полугодию 2022-го.
(Олеся Астахова, Максим Назаров)