Российские власти впервые сокращают финансирование одного из крупнейших национальных проектов Кремля в ответ на падение доходов федерального бюджета, потерявшего половину налогов от нефти и газа.
Годовой объем вложений в нацпроект «Безопасные качественные дороги» (БКД), в рамках которого к 2030 году планировалось отремонтировать 85% дорожной сети в городах и 60% — в сельской местности, по итогам второго квартала упал на 4,1%, до 451,9 млрд рублей, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Sherpa Group.
Из 6 подпроектов наиболее сильный секвестр претерпела программа «Развитие общественного транспорта» — на нее выделили 40,7 млрд рублей, что на 12% ниже прошлогоднего уровня. В деньгах больше всего потерял проект «Развитие федеральной магистральной сети» — его сократили на 10,3 млрд рублей, до 202,3 млрд.
По многим строящимся в рамках госзаказа объектам начались отсрочки с финансированием, рассказывает гендиректор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний Мария Ярмальчук. Причем сокращение расходов на дорожное строительство — первое за все время существования нацпроектов: даже в кризис пандемии (2020) и первый год войны (2022) ассигнования росли. Не исключено, что в третьем квартале расходы вновь пересмотрят, опасается гендиректор Sherpa Group Александра Галактионова.
Это означает, что часть работ по проекту переносится, но сокращение на 4% — не самый худший вариант, ведь отдельные статьи казны режут куда сильнее, говорит научный директор института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин.
Травмированный санкциями, войной и обрушением доходов от нефти газа федеральный бюджет трещит по швам: в первом полугодии его доходы просели на 12% (а сырьевые — на 47%), при том что расходы подскочили на 20%, а секретные выросли почти в 10 раз. В результате к концу июня в казне образовалась дыра размером 2,6 трлн рублей, которая по состоянию на 18 июля разрослась до 3,6 трлн.
Чтобы покрыть дефицит, правительство объявило разовый сбор с крупного бизнеса (300 млрд рублей), поменяло формулу налогообложения нефти и готовится снизить субсидии нефтяным компаниям, с помощью которых сдерживался рост цен на бензин. Вдобавок Минфин запускает 10-процентный фронтальный процентный секвестр всех «незащищенных статей» в бюджете-24. Однако его масштабы — 450 млрд рублей в год — не решат проблемы, и для нормализации баланса бюджета может потребоваться увеличение налоговой нагрузки, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Сокращение расходов бюджета — это плохая новость для экономики, которая держится на плаву в том числе за счет бюджетных вливаний. Так, объем госпотребления в первом квартале подскочил на 13,1% — рекордно почти за 30 лет доступной статистики. И это было одной из причин относительно умеренного экономического спада, указывает Орлова.