Встать, суд идет! Ой, то есть, здравствуйте, дорогие читатели The Moscow Times, с вами еженедельная рассылка, из которой вы узнаете:
- как Росстат обогатил россиян;
- чем занимаются убийцы на свободе;
- почему с Владимиром Путиным никто не хочет вступать в переговоры.
Но прежде – о важнейших событиях недели: «суде» над Алексеем Навальным и беспилотной войне, которую Украина все более активно ведет против РФ. Эти события объединяет то, что они свидетельствуют о бессилии российских силовиков.
Знаете, какая у нас сейчас демократия? Отвечает большевик Карл Радек, знаменитый тем, что пытался (неудачно) устроить коммунистическую революцию в Германии 100 лет назад. Вот после его возвращения из Германии они с режиссером Александром Таировым спорили о демократии, сравнивали США и СССР, и Радек сказал: «Конечно, и у нас могут быть две партии: одна у власти, другая в тюрьме».
Занятно: у нас такая же «демократия», какой она была в 1920-х годах. Значит ли это, что впереди 1930-е?
Перед тем как получить приговор, лидер второй российской партии Алексей Навальный объяснил, почему власть его так преследует.
Рискнем добавить к его объяснению еще пару.
Первое такое: приговор Алексею Навальному означает, что силовики в Кремле окончательно взяли верх над гражданскими. Бессмысленный со всех точек зрения, он свидетельствует, что остатки легализма покинули российскую власть. Много сказано о том, какая страшная опасность грозит Навальному в новых условиях заточения: дело не в режиме, а в контингенте, который будет окружать главного оппозиционного политика России. Убить его не получилось, сломать тоже, и теперь репрессивный аппарат передает свои полномочия, свое как бы законное право на насилие в руки внесудебных «исполнителей». Надежда только на то, что Алексей Навальный заслужил серьезный авторитет, а это не пустой звук даже на особом режиме.
Второе объяснение прямо вытекает из первого. Алексей Навальный – уже не сам по себе политический враг, он проекция, образ всего того, что мешает силовикам развернуться всерьез, как говорится, по беспределу; он образ всех этих умников – экономистов, юристов, социологов, которые приводят разные аргументы и данные, отстаивают свои рациональные позиции. Их сопротивление все сильнее озлобляет силовиков – а они и так в бешенстве от катастрофической неудачи украинской кампании, от очевидной недостижимости сколько-нибудь приемлемого для них результата войны, в конце концов, от нерешительности нацлидера Путина.
И тогда вопрос, ждут ли нас 1930-е, кажется не шуточным.
Неудача кампании же дополнительно подчеркивается последними крайне успешными атаками Украины по разнообразным российским объектам.
И если удары беспилотников по Москве носят не более чем символический характер – военного ущерба «Бобры» не нанесли, разве что чиновников распугали, то две подряд удачные атаки по российским судам в Черном море (большой десантный катер «Оленегорский горняк», построенный, кстати, в Гданьске, в Польше, и танкер «Сиг») – новое и неприятное свидетельство того, что война приходит в РФ и что у Украины становится все больше средств и способов вести ее н территории противника.
Да, на линии фронта у украинской армии существенных успехов пока нет, но, во-первых, именно Украина сейчас ведет наступление, а во-вторых, силовики, как бы отвечающие за безопасность нашей великой родины, не в состоянии защищаться от беспилотников.
Экономика: Росстат ускорил рост доходов в 44 раза
Одна из очевидно раздражающих любого силовика тема – экономические сложности, которые в военное время воспринимаются даже покорным населением болезненно. Вроде бы военные или, шире говоря, силовики, одержали победу – не в войне с Украиной, а в войне за бюджет на войну с Украиной: треть всех расходов российского бюджета взрывается, марширует и летает на чужой земле: 9,7 трлн из 29,1 трлн рублей, отпущенных законом на 2023 год.
Но у этих гигантских расходов есть последствия, неизбежные – например инфляция. Можно, конечно, говорить, что российские овощи по недомыслию и расхлябанности поддались общему депрессивному настроению и гниют на корню – но цены-то растут, экономике и гражданам от этого не легче.
Наши друзья из VPost предложили опрос:
В голосовании участвовало более 4700 человек, и если сложить ответы «Кажется, большая», «Больше 10%» и «Денег не хватает хронически», то получится, что две трети (65%) респондентов озабочены ценами, а если еще исключить тех, ко не находится в РФ, то озабоченных российскими ценами будет 72%, то есть почти три четверти. Заметим, что подписчики VPost – преимущественно вполне обеспеченные люди, то есть, вероятно, проблема и еще острее.
В этом опросе, как вы видите, есть и строчка о Росстате – и неспроста. Вот уж кто оптимист и в любой ситуации умеет успокоить россиян! Они же сами не знают, как хорошо стали жить!
А всего-то и надо было изменить способ подсчета – и по новой методике, в I квартале 2023 года реальные располагаемые доходы россиян выросли на 4,4% год к году — в 44 раза больше, чем оценивалось изначально (0,1%). Оценку реальных доходов Росстат увеличил всего в 30 раз — с 0,1% до 3%.
Справедливости ради надо сказать, что граждане Росстату не очень верят и стараются, кто может, самостоятельно, без его методической помощи, найти способ увеличивать доходы. Видимо, из-за этого биржа «забыла» о войне: впервые с момента вторжения в Украину полтора года назад более 3 млн человек заключило хотя бы одну сделку. А индекс Мосбиржи и вовсе установил рекорд.
Правда, как видно на графике (провал), инвесторы на военные риски по-прежнему реагируют весьма бурно – нацлидер Владимир Путин подписал пакет милитаристских законов: призывной возраст повышен до 30 лет, и у властей появилась возможность закрывать границы для тех, кому направлена повестка в военкомат, в том числе электронная.
Но куда деваться, если рубль неуклонно дешевеет, и судя по активности финансово-экономического блока, дешеветь продолжит. (Возможное объяснение: это способ дать ненасытному военно-промышленному комплексу, как он хочет, дополнительных денег.)
Альтернативой биржевым инвестициям стала недвижимость, но этот рынок неожиданно оказался очень уязвим для украинских дронов.
Гигантские военные расходы (а значит, и кредиты) и желание людей как-то сохранить свои деньги и позволили Сбербанку установить абсолютный рекорд квартальной прибыли. Герман Греф, предправления банка, назвал это «динамичным развитием бизнеса». Хорошо, что не «взрывным ростом».
Общество: трижды убийца
Смерть Владимира Путина наступит прежде, чем закончится война в Украине – вот что предрекает Владимир Зеленский, – и таким образом, признает, что до ее окончания еще далеко.
Сам Владимир Путин, по мнению американских и европейских политиков, и не думает умирать – по крайней мере до января 2025 года, когда, как он надеется, президентом США снова станет Дональд Трамп.
Мировое сообщество, правда, уже воспринимает Владимира Путина как политический труп: РФ ни в каком виде не приглашена на мирные переговоры, которые начались в Саудовской Аравии и знаменуют собою полноценную, с китайским участием в лице спецпредставителя Си Цзиньпина по урегулированию украинского конфликта Ли Хуэя, встречу «глобального юга» и Запада. Трудно переоценить значение этой встречи – даже если никаких результатов она не даст. Изоляция РФ все плотней и плотней.
У изоляции есть и весьма неприятные для граждан последствия. Например, нарушения регламента при эксплуатации самолетов, которые, если повезет, не приведут к авариям, но может же, не дай Бог, и не повезти!
Неприятность помельче, но тоже вполне символическая: дорогая Турция! Хорошо помнятся времена, когда турецкие курорты были самым дешевым вариантом отдыха на море для жителей РФ.
Едва ли дороговизна отелей – следствие выхода РФ из зерновой сделки, которая исключительно важна для Турции, мирового лидера в торговле мукой. Видимо, из мстительного чувства РФ продолжает атаковать зерновые порты Украины, а Турция и ее западные партнеры пытается продолжить вывозить украинское зерно.
Постепенно начинается, к нашему общему ужасу, сбываться прогноз, что вернувшиеся с войны заключенные, освобожденные от какой бы то ни было ответственности указом Владимира Путина, продолжат насилие. Очередной такой случай произошел в Карелии, убито шесть человек, один из подозреваемых – заключенный, сидевший за убийство и взятый на фронт то ли ЧВК «Вагнер», то ли отрядом Минобороны «Штурм Z», а другой, насильник, сидел вместе с ним.
«Вагнер» вроде бы прекратил вербовку (и освобождение) заключенных, но активности не снизил. Пока нет новостей из Европы, зато есть из Африки: свергнутый президент Нигера Мохамед Базум в колонке для Washington Post предупреждает, что военная хунта Нигера, как и хунты соседних Мали и Буркина-Фасо, зовет российскую ЧВК вместо французов и американцев, до сих пор помогавших Нигеру бороться с группировками исламских радикалов. «Весь регион Центрального Сахеля может попасть под российское влияние через „Группу Вагнер“, чьи жестокие террористические методы были наглядно продемонстрированы в Украине», – опасается Базум.
Путчисты уже прекратили поставлять уран и золото в Европу. Как мы все помним, одним из важных источников доходов для Евгения Пригожина была охрана золотых приисков – почему бы не добавить к ним уран?
Идеи антивоенной агитации, которые Алексей Навальный предлагал в максимально цивилизованном виде – убеждать людей, раскрывать им глаза на действительное положение дел, – приобрели мошеннический характер: пенсионеры поджигают военкоматы, будучи еще и ограбленными. Видимо, телефонные обманщики рассчитывают, что их жертвы отправятся за решетку.
Мнения: одиночество Владимира Путина (сам виноват)
Самым популярным в рубрике была колонка Константин Сонина, которая объясняет, почему бессмысленно было бы звать Владимир Путина в Саудовскую Аравию: он просто не отвечает за свои слова.
Позицию, несколько похожую на путинскую, занял, и вовсе не неожиданно, президент Азербайджана Ильхам Алиев: на словах он тоже желает переговоров, а на деле предъявляет территориальные претензии к Армении.
Надеемся, очень надеемся, что новой войны в Закавказье все-таки не будет. Пока же Армения (через Грузию) служит одним из главных поставщиков автомобилей в РФ, а значит, обеспечивала российскую автомобильную лихорадку июля.
Почему случилась лихорадка – а потому что с августа РФ назначила новую ставку утилизационного сбора. По мнению эксперта по автотранспорту Тараса Коваля, в действительности этот сбор не имеет отношения к экологии, как декларируется, а служит просто еще одним способом обобрать автовладельцев.
Использование инструментов экономической политики не по назначению – фирменный стиль руководства РФ. Эколог Владимир Сливяк подвел итоги встречи Россия – Африка и констатировал, что обещания чиновников и госкорпорации «Росатом» заведомо невыполнимы. «Бурунди, тебя обманули», – сочувствует он беднейшей стране мира.
Интересное наблюдение сделал продюсер образовательных проектов Андрей Фетисов: россияне, покинувшие РФ, не интегрируются в новые страны, а, по сути, строят вокруг себя Россию, и надежные связи между эмигрантами могут в ближайшем будущем сделать российскую диаспору глобальным игроком.
Доктор юридических наук Елена Лукьянова считает, что доля вины в происходящем лежит как раз на тех людях, кто сейчас вынужден строить эту самую русскую диаспору. По ее мнению, уже в момент принятия «путинской конституции» были видны намерения нацлидера, но донести эту информацию до людей не удалось.
Публицист и писатель Валерий Панюшкин беспокоится о последствиях войны и ее российских участников для главного элемента общества – для семей. Плохо, что нынешний отец проводит с детьми всего 35 минут в день, но лучше ли будет, если эти 35 минут он посвятит «патриотическому» воспитанию?
Отцы мы или матери, или вовсе не родители – проблема выбора стоит перед каждым из нас ежедневно, но в нынешней военной ситуации она серьезно осложнена: принять решение мешает стресс и неопределенность. Как себе помочь? – об этом в новом выпуске нашего психологического сериала.
Поможете и вы родным и близким, если подпишете их на нашу рассылку. Выбрать верную позицию проще, имея проверенную информацию.
Прощаемся с вами до следующих выходных.
Ваша The Moscow Times