Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Почему Китай не спешит поддерживать слабеющую экономику?

(Повтор сообщения от 17 авг)

ПЕКИН, 17 авг (Рейтер) - В то время как Китай рискует впасть в длительную стагнацию, а разрастающийся кризис недвижимости угрожает финансовой стабильности, усиливается беспокойство о том, почему лидеры страны не спешат поддержать вторую по величине экономику мира.

Даже в стране, известной своей непрозрачностью и небыстрым принятием решений, инвесторы, аналитики и дипломаты отмечают признаки того, что Пекин, похоже, не решается проводить смелую политику, необходимую для поддержания ослабленного восстановления экономики.

Это не только экономическая, но и геополитическая проблема.

Президент США Джо Байден на прошлой неделе назвал Китай бомбой замедленного действия из-за его экономических проблем.

«Это нехорошо, потому что когда у нехороших людей возникают проблемы, они совершают нехорошие поступки», - сказал Байден.

Почему же реакция Китая оказалась столь сдержанной?

По мнению ряда наблюдателей за ситуацией в КНР, фокус президента Си Цзиньпина на национальной безопасности ограничивает и работает вразрез с экономическими усилиями, отпугивая деньги, которые, по словам Пекина, он стремится привлечь.

«Основная проблема этого года заключается в том, что руководство страны дало расплывчатые указания на высоком уровне, чтобы чиновники соблюдали баланс между экономическим развитием и национальной безопасностью», - сказал Кристофер Беддор из Gavekal Dragonomics.

«Если чиновники не уверены в том, что от них хочет руководство, они, скорее всего, будут откладывать любые действия до тех пор, пока не получат дополнительную информацию. В результате возникает политический паралич, даже несмотря на цену, в которую он обходится».

Другие считают, что укоренившаяся нерешительность Коммунистической партии по отношению к мерам, которые могут сместить власть от государства к частному сектору, и правительство, состоящее из сторонников Си, могут подавлять политические дебаты и тормозить принятие ответных мер.

Конечно, изменения в Китае могут занять время, о чем свидетельствует его упорство в сохранении на протяжении большей части 2022 года бьющих по экономике ограничений, введенных в связи с COVID-19, когда большая часть мира их уже отменила.

Китай демонстрировал решительность в принятии своевременных мер в прошлом, комплексно отреагировав на опасения о росте экономики во время мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. и тревоги по поводу оттока капитала в 2015 году.

Серьезные изменения в политике также часто тщательно срежиссированы, и местом для вынесения таких решений обычно становится декабрьское заседание по вопросам экономики.

По мнению экономистов, Китаю необходимы меры для стимулирования потребления и повышения доверия бизнеса, такие как снижение налогов или финансируемые государством потребительские ваучеры, но при этом нужно учесть, что, в отличие от предыдущих спадов, в этот раз быстрого решения проблемы не существует.

Китай ответил на критику своих действий.

«Небольшое число западных политиков и СМИ нагнетают и раздувают временные проблемы, возникшие в ходе восстановления китайской экономики», - сказал в среду официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь.

«В конце концов, они столкнутся с реальностью», - сказал он.

Комментарии Вана прозвучали после того, как слабые экономические данные во вторник усилили опасения, что Китай движется к более глубокому и длительному замедлению темпов роста.

'РАЗРЫВ В ВОСПРИЯТИИ'

Правительство также приостановило публикацию данных о достигшей рекордного уровня безработице среди молодежи, что, по мнению аналитиков, отчасти является следствием жестких регулятивных мер в отношении крупных работодателей в сфере технологий, образования, недвижимости и финансов.

Не дав никаких подробностей, Госсовет в четверг сообщил, что будет «оптимизировать» условия для частных компаний и прилагать больше усилий для привлечения иностранных инвестиций. По словам чиновников, на долю частного сектора приходится 60% валового внутреннего продукта и 80% занятости в городах.

Однако, по словам дипломатов в Китае, между призывами официальных лиц к инвестициям и широкомасштабными регуляторными мерами для укреплению национальной безопасности наблюдается все более глубокое противоречие, подрывающее доверие бизнеса.

В качестве примера можно привести недавний закон о борьбе со шпионажем, сопровождавшийся рейдами в некоторых иностранных консалтинговых компаниях, что вызвало волну беспокойства среди иностранных деловых кругов.

Министерство торговли в июле провело встречу с представителями иностранных компаний, на которой, по словам дипломата и еще одного источника, осведомленного о ходе мероприятия, заявило, что закон дает уверенность компаниям, работающим в Китае, и что он не должен вызывать беспокойства. Оба источника пожелали остаться анонимными.

Однако, по словам дипломата, эти заверения лишь подчеркнули существенный разрыв в восприятии между правительством и иностранным бизнесом. Министерство не ответила сразу на просьбу о комментарии.

«То, что люди слышат на самом деле, - это »мы открыты для бизнеса, но только на наших условиях«, - сказал Ли Смит из Baker Donelson, ранее работавший в Министерстве торговли США по вопросам торговой политики, затрагивающей бизнес с Китаем.

Возможно, существуют более глубинные причины, по которым руководство страны не спешит с мерами для укрепления доверия в частном секторе, считает Сюй Ченган из Центра Стэнфордского университета по экономике и институтам Китая.

»Извечный страх китайской коммунистической партии заключается в том, что она может быть свергнута, если капитализм и частная экономика станут достаточно сильными«, - отметил Сюй.

»Возможно, нам всем придется долгое время жить с менее динамичной экономикой", - сказал Сюй.

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Лори Чэнь, Юй Лунь Тянь и Мартин Куин Поллард)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку