Столкнувшись с отсутствием привычных иномарок эконом-класса и подорожанием отечественных автомобилей на 80%, российские такси приступили к поиску альтернатив.
«Яндекс.Такси» взял в опытную эксплуатацию партию из 12-ти иранских седанов Iran Khodro Tara, пишут «Известия» со ссылкой на источник в компании и двух собеседников, близких к ней.
По их словам, машины для российского рынка были сделаны в упрощенной комплектации, но с автоматической коробкой передач. Они представляют собой видоизмененный Peugeot 301 и производятся в Иране с 2020 года крупнейшим автоконцерном страны Iran Khodro.
Иранская модель уже появилась во внутреннем классификаторе «Яндекса» для поездок в Москве по тарифу «эконом». Как пояснил один из собеседников, это говорит о том, что ее использует кто-то из водителей.
Другой собеседник отметил, что тестирование небольшой партии не обязательно приведет к более масштабной закупке этих автомобилей. «Пока рано выписывать кредит доверия этим машинам», — пояснил он.
Официально в «Яндекс.Такси» заявили, что ведут переговоры со всеми доступными на рынке автопроизводителями и рассматривают все потенциально подходящие для отрасли модели машин.
Между тем российское правительство готовит полный перевод такси на отечественные автомобили. Такое решение будет способствовать «формированию общефедерального технологического суверенитета и устойчивости отечественной транспортной сети к санкционному давлению», посчитали в комиссии по транспорту Госсовета РФ.
Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов уже подготовил поправки к закону о перевозках такси (№ 580-ФЗ) и проект соответствующего постановления правительства. В последнем документе говорится, что с 1 января 2024 года кабмин может ввести обязательные нормативы по локализации новых автомобилей для такси. На первом этапе их предлагается установить на уровне 1000 баллов, а к 1 января 2028 года повысить планку до 3000 баллов.
Разработать требования по локализации машин такси и каршеринга «с учетом возможного объема их производства отечественными автозаводами» к 1 августа поручил президент РФ Владимир Путин.
Представители такси раскритиковали эту идею. В конце июля ассоциация «Национальный совет такси» направила премьеру Михаилу Мишустину письмо с просьбой не принуждать бизнес покупать только российские автомобили. В ассоциации предупредили о росте цен на перевозки и снижении транспортной доступности в стране.
Машины отечественной сборки эконом-класса за последнее время подорожали на 70–80%: в 2023 году цена на автомобиль, стоивший ранее около 1 млн руб., поднялась до 1,8–2 млн руб., что говорит о явном дефиците машин, подчеркнули в ассоциации.
По данным Росстата, за первую половину 2023 года в России было произведено 197 тыс. автомобилей. При этом руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус оценивает потребность в обновлении парка такси в 200 тыс. машин ежегодно.