Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Работа центробанков наполовину сделана, и нарратив об инфляции меняется

ДЖЕКСОН-ХОУЛ, Вайоминг, 25 авг (Рейтер) - Инфляция во многих странах мира резко снизилась в этом году, но даже если ведущие центральные банки сейчас готовятся завершить самый агрессивный в истории цикл повышения процентных ставок, работу регуляторов можно признать сделанной пока лишь наполовину.

Чтобы пройти последнюю милю в борьбе с повсеместным ростом цен, потребуются годы - поэтому смягчение ДКП прямо сейчас будет противоречить тому, что говорили чиновники год назад: для доверия общества необходимо быстро вернуть инфляцию к целевому уровню, даже если это будет означать рецессию.

Тем не менее перед симпозиумом ФРС в Джексон-Хоуле шли разговоры о сохранении ставок на прежнем уровне, но на более длительный срок, чем, возможно, предполагалось ранее, а не о дальнейшем повышении.

Цель - обеспечить мягкую посадку экономики даже при сохранении высоких темпов роста цен, возможно, в течение всего 2024 года.

На первый взгляд, такой сдвиг оправдан, учитывая поразительный прогресс в борьбе с инфляцией. Рост цен в конце прошлого года в большинстве развитых стран мира составлял около 10% в годовом исчислении, а в настоящее время этот показатель примерно вдвое ниже, при этом в оценки рынков уже заложено дальнейшее замедление инфляции.

Но в то же самое время рынок труда остается исключительно сжатым по обе стороны Атлантики, и это парадокс, который заставляет некоторых задуматься: снижается ли инфляция благодаря денежно-кредитной политике или независимо от нее?

Ожидалось, что рынок труда ослабнет, что снизит давление на заработную плату, однако предприятия не сокращают работников, как ожидалось, отчасти потому, что по-прежнему получают высокую прибыль и пока могут позволить себе удерживать квалифицированную рабочую силу.

«Когда инфляция сокращается, а безработица остается стабильной или снижается, ФРС не может быть уверена, что это плоды ее эффективной политики, - сказал Стив Энгландер из Standard Chartered. - Возможно, им просто повезло, и спад мирового спроса или не связанные с ДКП местные факторы ведут к снижению инфляции».

ПОКА БЕЗ ПОТЕРИ РАБОЧИХ МЕСТ

Уровень безработицы в США большую часть года оставался на уровне около 3,5%, а в еврозоне - на рекордно низком уровне в 6,4%. В то же время в таких странах, как Великобритания, Австралия или Новая Зеландия, уровень безработицы несколько повысился по сравнению с недавними минимумами, но все еще остается значительно ниже средних исторических показателей.

Проблема в том, что серьезная дезинфляция без встряски рынка труда не согласуется со стандартными экономическими нормами и прошлым опытом. К примеру, инфляция в США за последний год снизилась на 6 процентных пунктов с более чем 9% до примерно 3% - в последний раз инфляция сокращалась так стремительно в начале 1980-х годов, когда безработица превысила 10%.

Такая нестыковка привела к тому, что на этой неделе центральный банк Германии предупредил своих коллег, что впереди еще сложная задача.

«Сложилось впечатление, что уровень инфляции всё же дольше останется на уровне, превышающем целевые показатели центральных банков, - говорится в сообщении Бундесбанка. - В частности, сохраняющееся высокое давление на заработную плату может затруднить дальнейшую работу над сдерживанием инфляции».

Однако аппетит к дальнейшему повышению ставок невелик, и это ощущение будет только усиливаться, если показатели экономического состояния ухудшатся, как это произошло в Европе.

Банку Англии еще предстоит пройти определенный путь, а вот ФРС и ЕЦБ, похоже, обсуждают, не нужно ли еще только одно, последнее, повышение ставки. Центральный банк Австралии и Резервный банк Новой Зеландии, в свою очередь, возможно, уже закончили цикл ужесточения.

Это вызывает определенные сомнения в целях регуляторов, поскольку инфляция явно намерена оставаться выше целевого уровня до 2024 года и, возможно, и до 2025 года - то есть границы текущего горизонта ожиданий для многих.

«Рынки не верят, что ЕЦБ добьется целевого уровня инфляции в 2%. Они считают, что регулятор смирится с завышенной инфляцией», - сказал Пит Хейнс Кристиансен из Danske Bank.

Действительно, долгосрочные инфляционные ожидания в США и еврозоне остаются выше целевых показателей центробанков в 2%. .

Но если нет аппетита к дальнейшему повышению ставок, которое чревато рецессией и потрясениями на рынке труда, то ставки должны оставаться повышенными на более долгий срок.

Филип Лейн, главный экономист ЕЦБ, предсказал именно такой подход, отметив недавно, что цель состоит не в сдерживании спроса, а в ограничении его роста.

«В основном наша задача заключается в том, чтобы спрос не превышал предложение, - сказал Лейн. - Таким образом, речь не идет о том, чтобы загнать спрос в глубокий минус. Просто он должен расти медленнее, чем предложение».

ОПАСЕНИЯ О КИТАЕ

Самым большим источником неопределенности, который, вероятно, не дает спать по ночам руководству центробанков, являются быстро меркнущие перспективы Китая - событие почти столь же удивительное, как и безболезненное снижение инфляции в развитых странах, и, возможно, предмет для обсуждения на симпозиуме ФРС в Джексон-Хоуле.

Китайская экономика, от которой когда-то ожидали поддержки мирового роста в условиях постпандемического восстановления, в настоящее время страдает по всем направлениям, и Народный банк Китая уже снизил ставки, чтобы стимулировать рост.

«Внешне Китай страдает от сокращения объемов внешней торговли. Внутри страны сектор недвижимости остается под угрозой, юань страдает от приступов дефляции, и страна все чаще не может создать достаточно рабочих мест для своих выпускников», - отметил Нильс Грэм из Atlantic Council.

Этим летом правительство представило ряд мер для стимулирования экономики, начиная с увеличения потребления автомобилей и бытовой техники, ослабления некоторых ограничений на покупку недвижимости и заканчивая обещанием поддержки частного сектора - однако экономисты считают, что этого мало.

Значительная часть проблем Китая связана с сектором недвижимости, в котором в течение последних двух лет наблюдаются признаки сжатия. Основное беспокойство вызывает то, что любой заметный крах в этом секторе может повысить риск распространения волнений на финансовый рынок, а затем и на более широкие слои населения.

Но даже в самом благоприятном случае ослабление роста приведет к снижению спроса на импорт и ухудшит перспективы глобальной экономики.

«Отсутствие более сильных стимулирующих мер (в Китае) отчасти отражает большую терпимость к экономической слабости, - считает Джулиан Эванс-Притчард из Capital Economic. - Но это тревожит, так как указывает на некую степень паралича в экономической политике и позволяет предположить, что спад может продлится еще некоторое время».

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:

(Балаж Кораньи, перевела Ая Лмахамад. Редактор Анна Козлова)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку