Каждый третий курьер в России оказался обладателем инженерно-технической специальности, еще 17% окончили экономический или финансовый факультеты, а 10% имеют профессию в IT-отрасли.
Это следует из исследования «Яндекс Доставки», которое было проведено в августе 2023 года среди 5700 работников (его результаты публикуют «Ведомости»).
В большинстве случае люди прибегают к курьерству для временной подработки — параллельно в другой отрасли работают 43% доставщиков.
За последний год доход курьеров вырос примерно на 30%, объясняет привлекательность профессии для соискателей с высшим образованием руководитель «Яндекс Доставки» в России Тембот Крефов.
Как отмечает представитель hh.ru, если год назад зарплатные предложения курьерам колебались от 30 тыс. до 60 тыс. руб. в месяц, то в начале осени этого года они составляли от 45 тыс. до 95 тыс. руб.
Текущий уровень зарплат курьеров конкурирует с заработками в госорганизациях или на промышленных предприятиях, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
«Наблюдается тренд, когда специалист с инженерным образованием не идет работать инженером, а выбирает более гибкий формат занятости с точки зрения времени работы и обязательств, оформляется как самозанятый и трудоустраивается курьером», — отметил Бурмистров.
Люди с высшим образованием идут работать курьерами на период поиска новой работы, полагает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Мария Сайкина.
«В прошлом году экономика страны столкнулась с существенными вызовами: из России ушли крупные зарубежные работодатели, российские компании также были вынуждены оптимизировать свои бизнес-процессы. Как следствие, часть россиян, в том числе с высшим образованием, столкнулись со снижением заработной платы либо с необходимостью искать новое место работы», — пояснила она.
В августе — сентябре 2023 года на 40,5 тыс. вакансий курьеров приходилось 90 тыс. резюме, что говорит о сохранении дефицита на серьезном уровне, отмечает представитель hh.ru.
При этом, по прогнозу «Infoline-аналитики», в 2023 году совокупный спрос на курьеров увеличится на 50–60%, а в крупных городах — на 70%. Из-за того, что часть рабочей силы отправляется на войну в Украину, существенно улучшаться ситуация с дефицитом курьеров в ближайшее время не будет, заключил Бурмистров.