«Аэрофлот» попросил у Минтранса разрешить авиакомпаниям передавать друг другу самолеты с экипажами, чтобы они могли удовлетворять повышенный спрос на перелеты, рассказал РБК гендиректор крупнейшего российского авиаперевозчика Сергей Александровский.
«Если у какой-то авиакомпании в низкий сезон нет потребности в самолетах, то мы сможем взять емкости под свою сеть, и наоборот», — пояснил он идею.
Передача воздушного судна с экипажем, техобслуживанием и страхованием называется «мокрым» лизингом. Российское право допускает аренду транспорта, но на уровне транспортного законодательства вопрос аренды гражданских самолетов не урегулирован, что по сути означает запрет, говорит руководитель практики транспорта и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков.
По словам Александровского, «Аэрофлот» совместно с Минтрансом работает над проектами необходимых нормативных актов, чтобы запустить «мокрый» лизинг в России. Однако конкретных сроков реализации инициативы он не назвал.
После введения санкций против авиаотрасли России российские перевозчики потеряли 78 импортных лайнеров, в том числе 13 — группа «Аэрофлот» (в нее входит сам «Аэрофлот», а также «Россия» и «Победа»). В начале 2023 года в парке российских авиакомпаний было 1164 воздушных судна, а флот группы «Аэрофлот» составлял 349 самолетов.
По итогам 2023 года пассажиропоток российских авиакомпаний может увеличиться до 101,2 млн человек, из которых на «Аэрофлот» придется до 45 млн пассажиров. В 2024 году эта цифра может вырасти до 47 млн, отметил Александровский.
При этом авиакомпании до сих пор не начали получать отечественные самолеты для замены иностранных. Поставки первого импортозамещенного самолета SJ-100 запланированы на декабрь 2023 года, а первых Ту-214 и импортозамещенного МС-21 — на конец 2024 года.
В связи с этим «мокрый» лизинг — это возможность восполнить дефицит парка воздушных судов при появлении новых направлений и росте пассажиропотока, отметила директор юридического департамента «Аэрофлота» Анна Хомякова.