Европейские и американские компании обеспечивают более 90% морского страхования в мире, и именно их услуги были главным фактором, с помощью которого западные страны пытались обеспечить работу потолка цен на российскую нефть. Но не прошло и года с его введения, как бóльшая часть российской нефти стала экспортироваться без западных страховок, свидетельствует анализ Financial Times на основе данных Kpler и страховых компаний.
В августе почти три четверти морских поставок из России осуществлялось без страхования со стороны западных компаний, тогда как весной — около половины. Это позволяет реализовывать значительную часть нефти выше потолка в $60 за баррель, поскольку нет без западных страховщиков, которые готовы обеспечить защиту только при подтверждении цены продажи.
Цена главного российского сорта Urals держится выше $60 с июля и в сентябре даже достигла $80 за баррель, свидетельствуют данные Argus из балтийского порта Приморск. Дисконт к сорту Brent, который после введения в начале декабря 2022 г. потолка и эмбарго на поставки в Европу достигал почти $40, значительно сократился. Цена Brent на прошлой неделе превышала $95 за баррель; она в последние месяцы сильно выросла из-за сокращения поставок на мировые рынки со стороны Саудовской Аравии и России.
Еще дороже, чем Urals, уже по $85-88 за баррель, продается дальневосточный сорт ESPO.
В мае экспорт Urals и ESPO как застрахованными на Западе судами, так и нет, составлял около 3 млн баррелей в сутки, пишет FT. В августе объемы сократились до 2,5 млн баррелей, в основном за счет застрахованных на Западе, которые составили всего 626 000 баррелей (в два с лишним раза меньше, чем в мае).
Обходиться без западных страховок российские экспортеры научились во многом за счет формирования теневого флота из старых танкеров, зарегистрированных на фирмы, специально созданные за период войны в таких юрисдикциях, как ОАЭ, Индия, Гонконг и др.
Рост мировых цен на нефть, за которыми подтягиваются российские, а также способность России все дороже продавать свою нефть, означают, что в этом году ее нефтяная выручка окажется на $15 млрд больше, чем в отсутствие этих факторов, говорят подсчеты Киевской школы экономики. Но в целом Россия с начала войны недополучила около $100 млрд от нефтяного экспорта из-за санкций, ограничений и отказа западных компаний работать с Россией.