МОСКВА, 27 сен (Рейтер) - Российские власти в борьбе с дефицитом и ростом цен на топливо на внутреннем рынке ввели запрет на экспортные отгрузки автобензинов и дизтоплива с 21 сентября на неопределенный срок. Внесенные позже поправки ослабили ограничения, открыв возможность экспорта низкосернистых средних дистиллятов с НПЗ.
Участники топливного рынка считают, что действие запрета может продлиться от двух до восьми недель и угрожает снижением загрузки НПЗ и новым ростом цен на топливо.
Ниже приводятся мнения о последствиях запрета, полученные от отраслевых источников, трейдеров и экспертов, которые согласились говорить на условиях анонимности из-за чувствительности темы.
ДО ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ
Срок действия запрета пока никто не знает, так как власти ждут реакции рынка, сходятся во мнении источники.
«Власти могли воспользоваться моментом, чтобы протестировать реакцию мирового рынка прекращение поставок российских нефтепродуктов», - сказал один из экспортёров топлива.
«Это, конечно, крайняя мера, но другого выхода не было. Проходило совещание за совещанием (нефтяников с правительством), и ни до чего не могли договориться, - сказал другой. - Запрет будет действовать или до согласования другого механизма, который всех устроит, или буквально до остановки НПЗ».
«Чтобы сбалансировать рынок, нефтяники просили вернуть демпфер. Хотя бы подкорректировать формулу так, чтобы уполовиненный сентябрьский (демпфер) получить. Сейчас совершенно понятно, что по сентябрю уже никакого демпфера не будет вообще», - сказал источник в нефтяной компании.
В среду на совещании с членами правительства вице-премьер РФ Александр Новак сообщил о предлагаемом ряде дополнительных мер, в том числе увеличении демпфера, ограничения «серого экспорта», повышении заградительной пошлины на нефтепродукты с 20.000 до 50.000 рублей для перекупщиков топлива.
«Никто на самом деле пока не знает, сколько продлится запрет. До конца сентября все будет ехать, прокачиваться и плыть. Если запрет оставят, в октябре начнем заливаться», - сказал один из источников Рейтер.
«Предлагали дополнительные объемы для внутреннего рынка снять с экспорта, но никто не мог, поскольку экспортные цепочки в условиях санкций - это нечто сакральное. Контракты строго исполняются. Запрет несколько упрощает дело, поскольку это уже форс-мажор для экспортера».
ТРУБА ВСТАНЕТ?
По мнению одного из трейдеров, запрет на экспортные отгрузки из РФ автобензинов и дизтоплива может стать критичным для транспортной инфраструктуры, так как львиная доля низкосернистого дизтоплива транспортируется в экспортные порты Приморск, Высоцк и Новороссийск по системе магистральных трубопроводов Транснефти - продуктопроводам Север мощностью 25 миллионов тонн в год и Юг объемом прокачки 4 миллиона тонн в год.
С 22 сентября Транснефть приостановила прокачку дизтоплива в порты, пообещав обеспечить отгрузку уже оформленных поручениями на погрузку партий при согласовании таможенных органов РФ.
«Уже оформленные партии - это небольшой объем, может быть, три-четыре груза из последней декады сентября, а октябрьские партии под очень большим вопросом, потому что непонятно, когда снимут запрет», - сказал один из трейдеров.
В 2022 году из отправленных на экспорт из РФ 35 миллионов тонн дизтоплива по системе Транснефти было отгружено 25,6 миллиона тонн, или 73% от общего объема.
По данным отраслевых источников, из запланированных к экспорту в сентябре из Приморска 1,08 миллиона тонн дизтоплива к 22 сентября было отгружено 745.000 тонн, еще один танкер с 35-тысячной партией дизтоплива вышел из порта 27 сентября.
ГДЕ ХРАНИТЬ
Переработчики вынуждены сдавать дизтопливо Евро-5 в систему Транснефти на хранение, что, по словам одного из источников, «недешевое удовольствие» и тоже имеет технический предел.
«Нераспределенные объемы дизтоплива придется ставить »на колеса«, однако и это решение будет краткосрочным из-за дефицита цистерн», - сказал трейдер.
«Как это было в 2020-м году с началом пандемии - свободные объемы будут грузить в железнодорожные цистерны и расставлять на путях, что приведет к коллапсу на и так перегруженной железной дороге», - добавил он.
СНИЖЕНИЕ ЗАГРУЗКИ НПЗ И РОСТ ЦЕН
Если действие запрета на экспорт продлится не одну-две недели, а больше, у НПЗ не будет другого выхода, кроме как понижать загрузку и продлевать текущие ремонты, говорят участники рынка.
«При сокращении загрузки НПЗ соответственно будет снижаться производство бензина, запасы которого сейчас активно расходуются, а выпуск снижен из-за ремонтов. Поэтому длительный запрет на экспорт дизтоплива приведет к дефициту автобензинов и новому росту цен», - сказал один из трейдеров.
Дизтопливо также может подорожать, говорят участники рынка.
«Эта мера обоюдоострая, так как через пару недель пойдет затоваривание по дизелю, которое приведет к остановке переработки и настоящему дефициту».
«Если будет вынужденное сокращение переработки, соответствующее доле лишнего экспортного дизеля, это создаст больше рисков даже не по бензину, а по керосину. Керосиновую фракцию в октябре начинают больше отбирать на выпуск зимнего дизтоплива. В октябре сильно растет его производство. Спрос традиционно очень мощный в начале сезона».
От продолжительности запрета зависит судьба не только переработчиков, но и нефтедобычи - при анонсированном Россией сокращении экспорта нефти на 300.000 баррелей в сутки до конца 2023 года производителям придется снижать добычу сырья, останавливая скважины в зимний период, что потребует дополнительных затрат на расконсервацию.