Один из совладельцев группы «Сумма» Зиявудин Магомедов подал иск в Высокий суд Лондона с требованием выплатить почти $14 млрд за потерянные им бизнес-активы. По утверждению Магомедова, ответчики – государственные компании «Росатом» и «Транснефть», а также американский фонд прямых инвестиций TPG и дубайский портовый оператор DP World – вступили в сговор, чтобы при поддержке российского государства лишить его активов.
Об этом сообщают Financial Times и Reuters.
Российские власти решили передать под контроль «Росатома» транспортную группу Fesco, управляющую портами, в том числе портом во Владивостоке, говорится в иске, поданном в июле. Это произошло после того, как Магомедов был в 2018 г. арестован по обвинению в хищении. В сговор с российскими властями вступили TPG и DP World. Фонд должен был предложить акции Fesco, которые сначала хотел продать Магомедову, но в итоге продал стороннему инвестору, якобы связанному с «Росатомом». DP World тоже решила иметь дело с госкомпанией. Власти угрожали Магомедову, обещая, что с его коллегами «поработает» ФСБ, говорится в иске, где его доля в Fesco оценивается в $8,8 млрд.
Принадлежавшие Магомедову 32,5% акций Fesco были конфискованы государством в 2023 г.
«Транснефть» же, утверждает Магомедов, незаконно получила долю в Новороссийском морском торговом порту (НМТП), которой он владел вместе с братом.
Магомедовы приобрели долю в НМТП через совместное предприятие с «Транснефтью» и вели переговоры о продаже своих акций примерно за $1,3 млрд. Но после его ареста, утверждает Магомедов, глава «Транснефти» и бывший коллега Владимира Путина по КГБ Николай Токарев грозил ему, что он останется в тюрьме, если не согласится продать свою долю за $750 млн.
Магомедов требует за долю в НМТП компенсацию в размере $5 млрд.
В TPG отвергли обвинения, а DP World, «Транснефть» и «Росатом» не ответили на запросы о комментариях.
Зиявудин Магомедов, чье состояние до ареста Forbes оценивал в $1,4 млрд, сформировал его в основном в период, когда пост президента России занимал Дмитрий Медведев, бизнесмена считали близким к нему человеком. Зиявудин и его брат Магомед, бывший сенатор, были приговорены к 19 и 18 годам колонии строгого режима соответственно.